Одесса - город с уникальной архитектурой

22.11.2018 в 21:22:00
Архитектура
1 0

Одесский Оперный театр является визитной карточкой Одессы. Нет ни одного туриста, который бы не стремился посетить один из красивейших театров мира.

Появлением первого Оперного театра в Одессе мы обязаны герцогу де Ришелье.  Его строительство обошлось казне в 20 тысяч тогдашних полновесных рублей и было завершено в 1809 году. Стоит отметить, что население Одессы к тому времени составляло всего лишь 10 тыс. человек.

Одесса - город с уникальной архитектурой

Расположенный на площади, которая шла скатом к обрыву над морем и еще не скрытый за зданиями Биржи и Английского клуба, театр будто парил над городом. Театральная площадь стала одним из самых красивых и любимых мест отдыха одесситов. Театр, воспетый еще Пушкиным, простоял на этом месте 64 года. Как раз накануне там была проведена реконструкция, в том числе обновлена система освещения – масляные лампы заменили на газовые. По иронии судьбы именно они и стали причиной пожара.  В новогоднюю ночь с 1872 на 1873 год театр сгорел практически дотла и восстановлению уже не подлежал.

Через год после пожара, по инициативе будущего мэра Одессы Григория Григорьевича Маразли, городская управа объявила конкурс проектов строительства нового здания Оперного театра. Из 40 претендентов, по разным причинам, на рассмотрение ни один не был принят. Дальнейшая работа театральной комиссии была надолго прервана из-за политических бурь, сотрясавших Империю. И только в 1882 г. городская Дума объявила о своем решении заказать сооружение театра на 1600 мест венским архитекторам Фельнеру и Гельмеру. Подряд на строительство на сумму 990 тыс. руб. взял на себя венский строитель Рудольф Фрей. Закладка первого камня фундамента произошла в сентябре 1884 года. Завершилось строительство в рекордно короткие сроки, через три года, в сентябре 1887-го. На его строительство и обустройство было затрачено 1,5 млн рублей, сумма по тем временам фантастическая.

 В 1925 году в театре снова случился пожар. На этот раз практически полностью сгорела сцена, была уничтожена роспись на потолке. Вторая реставрация продолжалась всего год. Чтобы избежать пожароопасных ситуаций в будущем, сцену отделили от зрительного зала монументальным железным занавесом, двигающимся по стальным пазам.

Но как оказалось, не это было самой большой проблемой театра. Первые трещины в кладке фундамента появились еще в процессе строительства. Тогда на них предпочли не обратить внимания – и напрасно. Годы шли, а здание театра в разных его частях продолжало деформироваться, оседать и разрушаться. Специалисты считают, что происходило это из-за неравномерной нагрузки сооружения на грунт и недооценки венскими архитекторами коварного характера лессовых и лессовидных суглинков, на которых стоит Оперный. Общая протяженность фундаментальных лент под зданием театра – один километр. На них давит масса более чем 52 тысячи тонн. Серьезные разломы появились уже к 1900 году. Стены избороздили не только вертикальные, но и горизонтальные трещины.

В пятидесятые годы советские инженеры предложили оригинальный план укрепления фундамента  –  с помощью силикатизации. Тогда под здание «закачали» тысячи кубометров силиката натрия. Предполагалось, что силикатный гель придаст лессам водонепроницаемость и повысит их прочность. Ожидаемых результатов это не дало. Здание продолжало покрываться паутиной трещин.

Следующая полная реставрация Оперного театра прошла в шестидесятых. На восстановительные работы по убранству его внутренних помещений, зрительного зала, фойе, галерей «ушло» 12 килограмм сусального золота.  Но фундамента больше не касались, считалось, что здание стоит «на скале из стекла». А театр тем временем продолжал разрушаться.

К концу восьмидесятых здание Оперного, как мрачно шутили архитекторы, напоминало «раскрывающуюся розу». Ее «лепестки», более тридцати отдельных блоков, образовались от трещин, пронизывающих театр сверху донизу. Ситуация сложилась катастрофическая, речь шла о полном разрушении великолепного здания.

Надо было срочно укреплять фундамент. Предложений было много, но тогда остановились на проекте «сваи», разработанном специалистами Госстроя Украины. Проект предполагал грандиозные и дорогостоящие работы.

Под фундаментными лентами начали бурить скважины глубиной 13-18 м, вплоть до твердого основания. Затем в скважину вставлялся металлический каркас. Из двух свай образовывалась гигантская металлическая буква «П», которая прошивала лессовые грунты. Верхней частью свая упиралась в фундамент, нижней – в плотный слой известняка, подстилающего грунты. Испытательная прочность сваи составляла 50 тонн.

Первая железобетонная свая с ростверком была заложена осенью 1998 года. Через какое-то время работы остановились – у государства не хватало средств завершить проект – времена были тяжелые.  Именно тогда все обратились к меценатам с призывом спасти национальное достояние. Всего во время новой реконструкции 1996-2007 годов под фундамент Оперного театра было подведено 1800 свай. Причем600 из них – именные, то есть сделанные на деньги меценатов. Каждая свайная опора стоила ни много ни мало 5000 грн. Среди спонсоров оказалось много известных людей. Внес свой вклад в спасение Одесского оперного театра и народный депутат Сергей Кивалов. Он пожертвовал средства на сваи под фундамент знаменитого театра.

Благодаря помощи неравнодушных людей этой осенью Одесский Национальный театр оперы и балета отпраздновал свое очередное день рождения – 131 год.

Напомним, что народный депутат Сергей Кивалов неоднократно выступал за сохранение памятников архитектуры, исторического центра Одессы и туристическую привлекательность города. Парламентарием были направлены более десяти депутатских запросов на имя премьер-министра Украины, министра инфраструктуры, генерального прокурора, первого заместителя главы Государственной архитектурно-строительной и экологической инспекции Украины, в которых депутат подчеркивал,что памятники архитектуры нашего города являются национальным достоянием и неотъемлемой частью мирового исторического наследия. 

Так, на рассмотрении Кабинета Министров Украины находился депутатский запрос Сергея Кивалова о выделении необходимых средств на проведение ремонтно-реставрационных работ памятников архитектуры и градостроительства в исторической части Одессы.

Народный депутат в своем обращении отмечает, что городские власти в меру своих сил и финансовых возможностей проводят ремонтные работы в старой части города. За последние годы было приведено в порядок более 50 домов, отремонтированы крыши и водостоки. Однако это - лишь капля в море.

На проведение первоочередных восстановительных работ необходимо порядка 33 млн грн, тогда как городская казна смогла изыскать лишь 10 млн грн.

В списках памятников архитектуры и градостроения, размещенных в историческом центре Одессы, насчитывается более 1400 объектов. Из них около 450 находится в неудовлетворительном техническом и аварийном состоянии. Некоторые стали настоящей угрозой для жизни и здоровья горожан и туристов. Городской бюджет не располагает достаточным количеством средств для проведения реставрационных работ всех памятников архитектуры, поэтому я обратился к премьер-министру с целью выделения дополнительных средств из государственного бюджета Украины для сохранения исторической самобытности нашего города.

– было написано в запросе Сергея Кивалова.

Одесса - город с уникальной архитектурой

И теперь депутат прилагает свои усилия для содействия в выделении из государственного бюджета средств на реконструкцию памятников архитектуры в исторической части города, а также ремонт и поддержание в надлежащем состоянии зданий и сооружений города в других районах.

Народный депутат Сергей Кивалов также всегда выступал против строительства многоэтажных высоток, нарушающих архитектурный ансамбль исторической части Одессы.

Многочисленные обращения горожан убедили меня в том, что жителям города не безразличен его внешний вид в центре исторической застройки. Людям не нравится, что первозданный вид фасадов зданий, многие из которых являются памятниками архитектуры, в частности, по ул. Пушкинской, был нарушен многочисленными современными конструкциями в виде самодельных балконов, летних террас, кондиционеров и рекламных баннеров. Мною были направлены соответствующие обращения к руководителям города и области о необходимости приведения исторических фасадов ул. Пушкинской в надлежащий вид. Однако, понимая то, что собственными силами городские власти вряд ли реализуют эту масштабную программу, я также обратился к премьер-министру о выделении из государственного бюджета дополнительных средств для сохранения исторического облика одной из центральных улиц города Одессы. В условиях современных рыночных отношений памятники архитектурного наследия следует рассматривать как объекты, имеющие большое социально-культурное значение для нашего народа. Их следует оберегать от недобросовестных посягательств лиц, желающих получить сиюминутную материальную выгоду в ущерб общественным интересам. Однако это не исключает возможности использовать памятники архитектурного наследия как объекты потенциального инвестирования, при условии неукоснительного соблюдения действующего законодательства, охраняющего наше культурное наследие.

 – подчеркивает Сергей Кивалов.

Введение моратория на высотное строительство в центре города, ремонт и реконструкция зданий Одессы только с соблюдением определенных норм, направленных на сохранение исторически сложившегося облика города – такой шаг настойчиво предлагал ввести в действие народный депутат.

И в стенах парламента, и на своем округе стараюсь делать все для того, чтобы многое в нашем городе менялось к лучшему. Но решение одних задач открывает перспективы для новых. Нам всем вместе еще многое предстоит сделать для любимого города и страны, но этот труд благодарный, он приносит радость.

 – считает Сергей Кивалов.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью