Как это было: Полная история поселка Таирова ФОТО

07.11.2012 в 20:35:00
Архитектура
1 19

Жилмассив Таирова – самый молодой из одесских «спальников». И вместе с тем - наиболее развитый, удобный и хорошо обустроенный. Добраться отсюда до центра города гораздо проще, чем с поселка Котовского, а до моря и вовсе можно дойти пешком за полчаса. Поселок примечателен множеством платанов и акаций, уютными дворами, шумными кафе и величественными домами-«клюшками». Это милое место стало родиной для каждого шестого одессита. И то, как строился поселок Таирова, как становился полноценной частью нашего города – целый детектив.

Немного статистики

 Сегодня Таирова – второй по значимости «спальник» Одессы. По населению он уступает только поселку Котовского (160 и 180 тыс. человек соответственно), но по своей структуре гораздо сложнее. На самом деле, под именем «Таирова» объединено пять достаточно разных районов. Собственно Таирова тянется от 4-й станции Люстдорфской дороги до проспекта Глушко. Далее начинается жилмассив «Южный» — это название было хорошо известно одесситам еще в 80-х, но затем, в силу неразрывности двух районов, забылось. И зря, ведь в «Южном», как правило, более современные и комфортабельные дома, а также другой принцип застройки.На двоих в «Южном» и Таирова 137 тысяч жителей. Кроме того, к востоку от Люстдорфской дороги находится 8-тысячный микрорайон «Вузовский», а к западу от проспекта Маршалла Жукова – микрорайон «Школьный» с 12 тысячами жителей. В довесок к этому многообразию существует еще и участок частного сектора вдоль улицы Левитана – так называемый поселок Моряков, где живет почти 3 тысяч человек.

Сложный пригород

«Лоскутность» Таирова была предопределена историей и географией. Еще до революции на Большом и Среднем Фонтанах, а также вдоль Люстдорфской дороги возникло множество небольших поселений, связанных линией трамвая. В 50-60-х годах, когда горисполком стал в массовом порядке выделять одесситам землю под индивидуальное строительство, частный сектор отхватил добрую треть будущего жилмассива. Кроме того, здесь располагались огороды и виноградники богатейшего колхоза им. Карла Либкнехта, снабжавшего город помидорами, баклажанами, и, конечно же, вином. Передача земли сельскохозяйственного назначения под теплицами и многолетними культурами была делом нелегким и решалась на уровне Верховного Cовета республики. Последний участок, предназначенный для строительства «Вузовского», был передан городу только в 1986 году. И это не единственный случай: почти в центре Одессы, на углу проспектов Гагарина и Шевченко до середины 70-х годов красовалось цветочное поле.

Первые проекты будущего поселка родились в различных мастерских еще в 1964-65 годах и были заложены в Генплан 1966 года. Как и на поселке Котовского, продольные улицы получили разворот на северо-северо-восток, что должно было обеспечить оптимальное освещение и «подружить» новый район с ветрами. Один из вариантов застройки района. Проект разработан группой под руководством Григория Лебединского.

Чтобы реализовать эти планы, воплотив в жизнь прямые проспекты и большие кварталы, понадобился массовый снос уже существующего частного сектора, построенного поселенцами всего-то 5-10 лет назад собственными руками. Теперь им предлагали квартиры в панельных «высотках». Это вызвало волнения, письма в Киев и Москву и даже протесты под дверями райадминистрации. В итоге, власти решили пощадить самый большой кусок частного сектора – поселок Моряков. Между тем, в самом начале 70-х были снесены кварталы к западу от Люстдорфской дороги, а в 80-х настал черед домов между Вильямса и Архитекторской. Жителям поселка Моряков, разрезующего Таирова на две части (его вы, кстати, не найдете на плане Лебединского) запрещали делать новые постройки и расширять существующие вплоть до развала СССР. Дальше уже можно было все.
Впрочем, многие одесситы нашли способ «компенсировать» моральный ущерб, получив две квартиры. По тогдашнему законодательству, если в доме проживало несколько семей или взрослые дети, то каждый из них имел право на квартиру по нормативу 13,65 метров жилой площади на человека. Поэтому некоторые отселенцы поспешили оформить развод или прописать у себя «бедного родственника». Заметив неладное, городские власти временно запретили прописку в районах реконструкции, а вот помешать людям разводиться Закон не смог.

Спальник для всех

Изначально, а именно, с 1968 года, Таирова застраивалось 9-этажками серии ОГ-94 и панельными «хрущевками» серии 1-464-а. Они располагались прямыми рядами, разделяя пространство на огромные дворы. Такую застройку одинаковыми домами архитекторы метко окрестили «лесоповалом» и затем, выезжая на стройку, гордо говорили: «Я – на лесоповал!».

Новый район был интересен составом населения. Если на Черемушках и в меньшей степени на поселке Котовского, большинство домов были корпоративными и принадлежали либо ЧМП, либо институтам, заводам, ведомствам и так далее, то на Таирова очередников начали перемешивать. Обусловлено это было двумя факторами. Во-первых, большинство крупных организаций к тому времени квартирный вопрос сяк-так решили. Во-вторых, в это время набирает обороты компания по расселению жильцов ветхих и аварийных домов в центре города. Только за три года, с 1976 по 1978, в новые квартиры въехало 4425 таких семей.

Муки рождения

Строился район с трудом – из-за сбоев в поставке материалов и спешки. При этом возникало множество казусов. Так, в несколько «хрущевок», возводившихся за линией 13-го трамвая, поставили межкомнатные перегородки из гипсокартона без дверных проемов. Их пришлось пробивать вручную, вооружившись киркой. При этом на работу уходило по 1,5 часа, а в каждом доме нужно было сделать по 200 таких проходов.

Не лучше обстояли дела и на высотном строительстве: «Оба наши дома лихорадит одна болезнь: нехватка материалов, изделий, рабочей силы, - признавался в интервью газете «Знамя коммунизма» мастер СМУ-10 «Одессжилстроя» А. Бондарчук. - Для кладки дома № 3 ежедневно требуется 11-18 тысяч штук силикатного кирпича, а дают 4-е. Большие перебои с поставкой столярных изделий: не хватает 10 наружных дверей для лоджий, 110 внутренних дверей и 54 - для антресолей. Но главное, нехватка строителей. Работают на двух домах около 45 человек, но дела на объектах так запущены, что надо 250».

Между тем, поселок строился быстро и сформировался в нынешних границах уже к 1977 году. Тогда же началась застройка микрорайона «Школьный», где строились дома по улучшенным проектам – с просторными лоджиями, кухней-столовой и множеством кладовок. Летом 1972 года в новом районе появились «Пассаж» и «Детский мир», - неизменные атрибуты советского быта. Открылись и первые школы, обучение в которых поначалу шло в 2 смены. В некоторых микрорайонах школ не хватало до середины 80-х. Например, в... «Школьном».

В целом на данном этапе на Таирова было сдано почти 800 тысяч метров жилья. Для сравнения, всего в 1968-1977 годах город построил 2,85 млн жилых метров. Большая часть новых домов приходилась на поселок Котовского, который к 1980 году преодолел 100-тысячный рубеж.

Рубикон на проспекте Глушко

Следующей вехой в развитии района является строительство жилмассива «Южный». Следует отметить, что советские проектировщики хорошо понимали, что их спальные районы далеки от идеала. А потому в каждый новый мега-проект вносились усовершенствования. В «Южном», например, уже нет «хрущевок», зато много 16-этажек. Кроме того, вместо длинных «клюшек» и «бревен» здесь строят дома, разбитые на секции и образующие сложную конфигурацию. Это должно было оживить облик района в условиях строительной штурмовщины.

По сравнению с Таирова «Южный» застроен более плотно, но именно здесь находится самый большой в Одессе двор площадью 16 га. В некоторой степени, он компенсирует отсутствие на жилмассиве парка (парк Горького на Черемушках лишь немногим больше — 20 га). И действительно,  сегодня это главное прогулочное место для всего поселка.

Проект двора появился еще в 1978 году. На пространстве между двумя полукруглыми 9-этажками длиной по 300 метров каждая уместилось две школы, футбольное поле и детсад. На выходе из двора архитекторы задумали устроить пруд наподобие того, что есть в парке Победы. Там как раз был овраг, который нужно было лишь «подровнять» и забетонировать. Но гораздо дешевле оказалось засыпать его землей из вырытых по соседству котлованов. Теперь вместо пруда и уточек «южане» наслаждаются футболом на стадионе с гордым именем «Яма».

В новом районе по-прежнему преобладали дома 94-й серии, но наряду с ними было построено немало спецпроектов. Кроме того, 16 % жилфонда здесь приходится на кирпичные дома, которые лучше сохраняют тепло и меньше проводят звук. Таким образом, южная окраина Одессы сразу стала едва ли не элитным районом.

Первая очередь «Южного», охватывающая пространство между проспектом Глушко и улицей Вильямса, была в основном окончена к 1985 году, а завершающим штрихом стала сданная в 1987 году 9-этажка завода «Кислородмаш» на Королева, 98, замыкающая пространство вокруг площади Таирова.

 

От «лесоповала» — к городской среде

Перестройка и гласность породили в СССР одержимость западными образцами, которая не прошла до сих пор. Наподобие того, как Никита Хрущев в 1955 году заклеймил позором декоративную составляющую архитектуры и, как полагают многие, архитектуру вообще, после 1985 года в творческое сообщество «вдруг» осудило прежние модели градостроения как негуманные. Теперь многие архитекторы открыто стали возмущаться однообразием застройки и отсутствием нормальной городской среды. Действительно, благоустройство кварталов и создание социальной инфраструктуры в новых районах СССР зачастую опаздывало на 5-10 лет, а сделанное не отвечало потребностям населения. И вот, теперь появилось стремление строить спальные районы со вкусом. Не обошло оно и Одессу.

Экспериментальной стройкой того времени стал микрорайон «Вузовский». До начала 80-х годов на его месте находились теплицы, где выращивали огурцы и помидоры. Именно на эту благодатную землю власти планировали вынести из центра Одессы факультеты и административные части ряда ВУЗов. В итоге, построить удалось только общежитие станкостроительного техникума, которое несколько лет одиноко стояло среди поля. Затем к нему присоединились общежития Нархоза. На этом «образовательная программа» на Таирова закончилось и было решено строить дома.

Как и водится, план предусматривал создание образцового района. На площади 30 га предполагалось выстроить дома на 2976 квартир, 2 школы, 2 детсада, универсам, магазин продтоваров, несколько кафе, отделение связи, комбинат бытового обслуживания, бойлерные и, — прошу обратить внимание — 20 площадок для отдыха взрослых, 20 детских и 15 спортплощадок. Таким богатством, да еще и в такой концентрации, в СССР могли похвастаться только столицы Прибалтийских республик.

И, как всегда в нашей истории, хорошие планы остались только планами. В годы перестройки страна обсуждала программу «Жилье-2000» — как к «миллениуму» подарить каждой советской семье квартиру и отселить людей из ветхих и аварийных домов. Тут уж снова было не до излишеств. А еще система начала давать ощутимые сбои. В общем, все так и осталось красивой сказкой на бумаге.

Между тем, на рубеже 80-х и 90-х окраина «Южного» превратилась в главную строительную площадку города. Именно тогда, в 1987-1990 годах возникла большая часть 100-х номеров по улице Королева, типологически принадлежавшие ко все той же 94-й серии.

Почти Фонтан

 На современном этапе поселок Таирова остается важным районом жилого строительства. В 2004-2008 годах было сдано несколько крупных комплексов на Вильямса и Архитекторской, появился небольшой микрорайон на Тополевой. Вместе с тем, по метражу сданного жилья жилмассив уступает не только поселку Котовского, но и району парка Победы. 

Объясняется это тем, что Таирова исчерпало возможности территориального роста. Район зажат между очень дорогим частным сектором, виноградниками, кладбищем и промзоной. Поскольку это обстоятельство ни в коей мере не решает квартирного вопроса одесситов, в будущем возможна скупка и реконструкция участков поселка Моряков (именно таким образом построен 16-этажный дом на Левитана, 62/1).

В завершение хочется рассказать о местной достопримечательности – ТЦ и ЖК в одном флаконе «Таврии-Вузовский». На общем фоне ее вполне можно считать «памятником архитектуры».

История этого комплекса такова: в конце 80-х здесь начали строить городскую больницу скорой помощи. Но с приходом 90-х огромное ж-образное здание так и не было доведено до конца: то ли денег не хватило, то ли форма оказалась роковой. В 2002 году его оприходовала тогда еще легендарная компания «Прогресс-Строй», превратив в жилой комплекс с самым большим на то время торговым центром в Одессе. Хотя с момента сдачи в эксплуатацию не прошло и 8 лет, белые стены жилой части комплекса поблекли и покрылись трещинами. Теперь «ласточка» строительного бума больше походит на рыбацкий поселок где-нибудь на Сицилии.


Читайте также

Одесская область может лишиться «Волчьего логова» - уникального памятника архитектуры
22.10 в 18:41:43|Общество
8 0

Население Одессы по районам и видам жилья (НЕОЖИДАННАЯ СТАТИСТИКА)
07.11 в 21:35:00|Архитектура
0 6

Шанс для одессита: Полный обзор рынка жилья на поселке Котовского
08.11 в 20:40:28|Архитектура
0 6

5 cоветов, как выгодно поселиться в центре Одессы
27.11 в 21:25:55|Архитектура
19 1

Взлет и падение одесской недвижимости: ситуация на рынке жилья
06.02 в 15:43:25|Экономика
0 0

Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью