Балконы были и остаются слабым звеном нашей жилой архитектуры. Ибо цель архитектуры, даже самой смелой, — организовывать и упорядочивать пространство. Балконы же, как и люди — неповторимы. Это лицо хозяина, вывешенное на всеобщее обозрение. Тут тебе и стирка, и цветы, и всякий хлам.
Со временем балконы ремонтировались, застеклялись, расширялись, и все это делалось вразнобой, безо всякой помощи и контроля со стороны властей. Так что теперь даже небольшой домик может похвастаться недюжинным разнообразием цветов, форм и объемов. Как это отражается на общем облике здания — вопрос открытый. И все же, мы попробуем подойти к «балконизации» нашего города как к некой данности, с которой нужно примириться до наступления новых времен. И, примирившись, увидеть в пестром многообразии камня и пластика вариации красоты.
На редкость хорошо вписался в облик дома симпатичный балкон с переулка Богданова, 2 (район Нового базара). Хозяева сохранили объем балкона и оставили его на своем месте. Со вкусом подобрано кованое обрамление (видимо, новое). Наконец, балкон открыт и по этой причине воспринимается как «родная» часть здания. Чуть позже мы увидим, насколько это важно.
Очевидно противоречие: что удобно для современных хозяев, то плохо для архитектуры. Решить эту задачу зодчие пытались еще 100 лет назад. В этом доме на Княжеской, 7 балконы на торце заменены сплошной выносной секцией — эркером. На то время это дорогой прием: для подпоры эркера нужно было использовать мощные металлические конструкции, да еще и фиксировать их в рыхлом слое ракушечника. Поэтому эркеры чаще всего появлялись на углах улиц — для красоты. Массовое использование выносных секций-балконов в Одессе началось с середины 1900-х годов, когда в строительстве стали применять более прочный бетон.
А вот на Греческой, 2 обошлись без эркеров. Этот дом построен еще в 80-х годах ХІХ столетия. В наши дни обитатели второго этажа «прилампичили» немалый объем, который ну никак не воспринимается как часть здания, являясь абсолютно автономным.
Одно утешение — кое-как угадали с цветом. А ведь могли покрасить и в синий, и в белый — как на Княжеской, 6. Большой белый балкон на торце смотрится уж слишком самодостаточно.
Эти балконы на Пастера, 24, сохранились в первозданной красе (дом построен 1894 году по задумке архитектора Иван Яценко). Целая секция — случай уникальный. У хозяев присутствует осознание того, что живут они в памятнике архитектуры.
А вот пример удачной «балконизации» на Базарной, 9. Решетки балкона гармонируют с решетками на окнах, хорошо подобран цвет. А все потому, что у второго этажа (или даже у всего дома) - один хозяин.
Не повлиял балкон и на вид особняка Корони на Канатной, 7 (1900, Г. Лонский, М. Линецкий). Синее пластиковое покрытие не перекрывает архитектурных красот и даже как-то подчеркивает мистический ореол раннего модерна.
Удачным может быть и решение «закрытого» балкона. В особенности, если он расположен незаметно, например, в проеме между домом по фасаду и дворовым флигелем. А если при этом у хозяев есть вкус... Хороший пример я нашел во дворе на Богданова, 6.
А вот «хитрый» балкон на Маразлиевской, 16. Устроенный в удаленном от линии застройки проеме, он не то что бы украшает здание, но придает ему какое-то особое средневековое обаяние.
Далее видим пример смелого подхода к балкону во дворе на Екатерининской, 6.
Закрытые модернизированные балконы не так портят внешний облик здания, когда расположены симметрично и выглядят похоже, как на доме по Коблевской 2/4.
Или на переулке Богданова, 15.
Также хорошо, когда балконы секции «сужаются» снизу вверх, делаясь с каждым этажом все менее массивными. В этом случае они могут быть очень разные. Главное, чтобы была художественная задумка. На фото — балкон-корабль и балкон-бинокль с Нежинской, 5.
Можно было бы дать еще немало советов, но случаи, когда балконы «растут» в гармонии с домом и друг с другом — непреднамеренны и редки. Гораздо чаще наблюдается полный разнобой. На фото — то, что случилось с элегантным домом на Пастера, 32, построенным в 1891 году по проекту прославленного архитектора А. Бернардацци.
Случается однако, что упорядочивание смотрится даже хуже, чем «разнобой». Пример нашелся на Маразлиевской, 15. Тяжело и некрасиво.
Остается одно-единственное правило, которое должно соблюдаться всегда — красота и аккуратность.
Многообразием балконов можно умиляться или возмущаться, но факт остается фактом: с ними нужно что-то делать. Реставрировать, укреплять, менять — спасать одним словом. Какой толк от красоты, если она рушится вам на голову?
На фото — живописный, но ненадежный балкон дома по Маразлиевской, 44.
В завершении нашей прогулки — огромная благодарность всем, кто устраивает свои балконы, согласуясь с понятиями о гармонии и красоте!
Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!
Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.
Все интервью