Украинские моряки могут попасть в «черный список»

29.06.2013 в 13:55:41
Экономика
1 0

В начале 90-х годов говорили так: «Пускай украинец пьет, пускай не знает английский, но мы рады видеть его на борту». Потому что все признавал светлую голову нашего моряка и его «золотые руки». Сейчас же картина значительно изменилась. Украинские специалисты плавсостава владеют английским языком, не пьют, но уровень знаний значительно снизился. Изменилась система подготовки.

Если раньше кадет пытался восполнить свои теоретические знания на практике, то теперь он предпочитает поверхностное изучение предмета, предполагая осилить недоученное по окончании учебного заведения, непосредственно на борту. Забывая при этом, что открытое море и само судно – непредсказуемо.

Судовладельцам сегодня намного проще построить новое судно с относительно надежной автоматикой, где человеческий фактор будет сведен к нулю, а моряк превратится в простого сторожа. Бич украинского специалиста – дисциплина. Как отмечает Владислав Яворский, старший преподаватель кафедры технической эксплуатации судов Одесской национальной морской академии, «по сведениям статистики крюингов, за последние 5 лет в Украине наблюдается 35 % невозврата. А это означит, что компания делает пометку NOT CLAIMED – невостребован. Тогда тот или иной специалист, отработав контракт, не возвращается в эту компанию. Почему? Он не нужен по своим профессиональным навыкам, теоретическим знаниям и человеческим качествам». Своего рода клеймо. Какой шанс после этого остаться в профессии?

В 2010 году в Маниле (Филиппины) состоялась дипломатическая конференция, на которой были введены изменения в Международную конвенцию, а именно: новые требования к морскому образованию, дипломированию, несению вахты, медицинскому освидетельствованию моряка, а так же к переподготовке и к различным курсам. Это связано с необходимостью повысить безопасность морского флота. Увеличились также часы отдыха: 77 часов в неделю вместо 70, как было ранее. Из-за сокращения состава экипажей моряки подвергаются не только моральным, но и повышенным физическим нагрузкам. Как известно, при подобных обстоятельствах вступает человеческий фактор. А это уже напрямую связанно с техникой безопасности. В настоящее время к гибели людей и судов на море на 83 % приводит именно от человеческий фактор. IMO* обязало все государства изменить национальные законодательства в связи с манильскими поправками. Требования вступят в силу уже с 1 июля 2013 года.

В связи с тем, что не все страны, в том числе и Украина, могут перейти к нововведениям сразу, им увеличили период адаптации с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2016 года. Необходимо подготовить соответствующие обучающие программы и документы должного образца. Если же наша старана к положенному сроку не будет отвечать требованиям IMO, работать украинскому моряку на международном рынке станет невозможно…

Как же обстоят дела сегодня? Что касается подготовки необходимого пакета документов, так этим вопросом занялось непосредственно Министерство инфраструктуры. К сожалению, дальше департамента украинского речного флота процесс не двинулся…. При такой бездеятельности нас может постичь участь Грузии, попавшей в «черный список» IMO. Украине не хватает малого для того, чтобы попасть в «серый список» – список промежуточный к статусу изгоя.

Международная морская организация пытается надавить на наше государство, чтобы привести наше образование к международному стандарту. Михаил Миюсов – ректор Одесской национальной морской академии утверждает, что учебная программа уже приведена в соответствие с «манильскими поправками». Но тогда где же единый стандарт диплома? Единый стандарт сертификата? Этого пока нет. Хотя имеются сведения, что к концу лета 2013 года могут появиться дипломы «имовского» образца. По словам ректора академии, «на сегодняшний день Украина делает все необходимое для того, чтобы в установленные конвенцией сроки все поправки были введены в действие». Однако при этом одесские морские тренажерные центры продолжают перестраховываться, выдавая подтверждения к рабочему диплому всего лишь до 2017 года.

Господин Миюсов успокаивает своих студентов словами о том, что украинским морякам бояться нечего, при этом учебные центры, выдающие сертификаты, настроены не так оптимистично. Выезжать в другие страны для подтверждения своего диплома не самая радужная перспектива для наших моряков (к тому же эта альтернатива имеет ряд своих нюансов). Если же мы попадем в «черный список» IMO, украинские специалисты могут скатиться до работы в странах третьего мира, с нечеловеческими условиями труда, маленькими зарплатами и плохим состоянием воды и пищи.

А между тем, на наш украинский рынок обучения хотят выйти европейские морские институты для открытия своих центров в Украине: с новейшим современным оборудованием и своей системой подготовки специалистов плавсостава. Датчане, например, получают разнообразные льготы при проведении просветительской деятельности в странах третьего мира, у нас же – одни проблемы. С какого рода бюрократией они могут столкнуться для получения лицензии на территории нашей страны?

Как рассказывает один из основателей тренинг-центра «Морской» Владислав Яворский, «один из датских холдингов FORCE Technology, имеющий филиалы в Швеции, Норвегии, США, Сингапуре, Китае, интересуется Украиной и нашем рынком образования. Для начала они хотят войти на правах тренингового центра, а в дальнейшем, как учебное заведение». Насколько у них это может получиться при такой напряженной конкуренции? Только в Одессе открыты 12 тренинг-центров, работающих в полсилы. В свое время на Пастера, 16 очередь выстраивалась на два квартала только для того, чтобы записаться на курсы повышения переквалификации. Как отмечает Владислав Яворский, «по данным, с 2005 по 2010 год включительно было выдано 112 тысяч сертификатов только рядового состава. По сведению IMO, на 2010 год в зарубежных компаниях работает 16 тысяч рядового состава». Куда же деваются все наши специалисты? Больше половины выпускников морских учебных учреждений так и остаются «за бортом».

Какова перспектива наших моряков? Человек, у которого больше сорока лет опыта работы в море и преподавания за рубежом, а так же председатель комиссии по дипломированию украинских моряков Владислав Яворский считает так: «Необходимо реформировать нашу систему образования, прийти к четкой и прозрачной 3-ступенчатой схеме. Убрать ненужные предметы. Кругозор – это уже факультативно. Изменить систему аттестации. Европейская модель аттестации нам не нужна. И последнее. Нельзя выпускать количество. Пока не будет качества, Украина будет оставаться не востребованной».

* IMO (International Maritime Organization) – международная морская организация, распоряжения которой (конвенции и кодексы) – являются неоспоримым законом для моряка. Как на национальном, так и на международном уровне.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью