История любви к Украинскому театру

07.04.2012 в 19:51:09
Общество
1 0

7 апреля исполняется 119 лет со дня рождения Василя Василько, чье имя сегодня носит Одесский академический Украинский музыкально-драматический театр.

После писателя остаются его книги, после художника – картины, после композитора – музыка. После театрального режиссера не остается ничего, кроме воспоминаний. И дело даже не в том, что спектакль, в отличие от кинофильма, никогда не бывает одним и тем же, даже у одного и того же режиссера, с одними и теми же актерами. Просто если восстановить давно ушедший спектакль, пусть с теми же декорациями, репликами, мизансценами - это все равно будет что-то другое. Хорошо, если остается видеозапись спектакля (хотя и она, не дает того эффекта, которое дает личное присутствие в зале), но от спектаклей Василько и этого не осталось. Остались его книги, статьи, воспоминания актеров, которым довелось работать с Василием Степановичем, архив фотографий.

Труппу одесского украинского театра еще задолго до 1995 года, когда театру было присвоено имя Василько, стали называть «васильковцами». И не случайно. Василь Василько возглавлял коллектив в разные периоды, в общей сложности 14 лет. Он работал во многих театрах, в разных театральных коллективах, но именно Одесса стала для Василько городом, даровавшим и счастье, и муки творчества, куда он приезжал, откуда уезжал в силу разных жизненных обстоятельств и вновь возвращался. На Одесской сцене он осуществил 30 постановок украинской и мировой классики, современных пьес, выступал порой в роли драматурга. Спектакли Василько вошли в «золотой фонд» всего национального театра Украины. А для театра, носящего его имя Одессе, Василь Василько определил будущее, его художественное наполнение на долгие годы вперед.

Гимназист-театрал

Родился Василий Степанович Миляев (такова его настоящая фамилия) в семье бухгалтера небольшого сахарного завода на Киевщине. В детстве никаких театральных впечатлений, которые бы могли предопределить его театральное будущее, он не получил. Увлечение театром пришло к Василько позже, когда он учился в одной из киевских гимназий. Гимназистов часто водили в оперный театр. И одним из самых больших впечатлений для молодого Василько стала опера «Евгений Онегин» - сцены бала и дуэли. Затем последовали впечатления от спектаклей с участием прославленных корифеев: Николая Садовского, Афанасия Саксаганского, Софии Тобилевич... Василько страстно увлекся театром, буквально «заболел» сценой.

Ему было недостаточно просто наблюдать за игрой своих кумиров, молодой театрал рвался на сцену. Хотя бы статистом! Только бы ощутить свет рампы, стать соучастником чудного действа, которое разыгрывалось на сцене каждый вечер.

Первая попытка выйти на сцену окончилась неудачей. Да, что там неудачей, позором! Сквозь дырку в занавесе гимназист Миляев увидел в зале инспектора гимназии. Страх быть узнанным буквально парализовал его. И, забыв о гриме, который достаточно изменил его внешность, он сбежал из театра за несколько мгновений до последнего звонка.

После такого было непросто вернуться в театр: в последний момент он подвел режиссера, актеров. Но он вернулся. Чтобы остаться уже навсегда.

Василько вернулся в театр как…фотограф. Изо дня в день — в течение пяти сезонов (это происходило параллельно с учением в гимназии) он снимает актеров за кулисами, на репетициях, во время спектаклей. Наблюдает и анализирует, как работают гримеры, художники-бутафоры, реквизиторы, люди других театральных профессий. Больше всего его привлекает актерское дело. Подоспел случай: из-за нехватки профессиональных актеров в труппе театра ему доверили роль со словами в спектакле «Сватанье на Гончаровке» по пьесе Г. Квитки-Основьяненко — роль второго свата Тимоша.

«Я весь в горячке, - вспоминал Василько о своей первой репетиции, - в ушах звенит, шумит, горло пересыхает. Первую фразу я не сказал, а выкрикнул, потом опомнился и уже последующие говорил с теми интонациями, какие придумал дома. Весь взмок от напряжения и волнения. Немудрено, ведь мне впервые довелось играть настоящую роль с выдающимися актерами труппы Садовского!»

Став студентом историко-филологического факультета Киевского университета, Василько не оставляет своего увлечения театром, напротив, он все больше и больше осознает, что театр должен стать делом всей его жизни.

Как и многим актерам того времени Василию Степановичу не довелось получить специального театрального образования. Его театральной школой стала сама жизнь и такие первоклассные мастера сцены как Мыкола Садовский, Панас Саксаганский, Мария Заньковецкая.

Хотя Василько вырос как актер среди корифеев старого украинского театра и именно от них перенял основы театральной науки, его привлекал поиск новых форм в театре, новых средств художественного выражения. В 1915 году судьба подарила ему встречу, которая изменила всю его театральную биографию.

Встреча, изменившая жизнь

Осенью 1915 году среди молодых актеров, вступивших в труппу Садовского, был человек, которому суждено было стать создателем нового модерного украинского театра, театра авангарда, написать новую страницу в украинской культуре, определить направление его дальнейшего развития. Этим человеком был Александр Степанович Курбас.

Лесь Курбас недолго проработал в театре Садовского – он даже не закончил в нем свой второй театральный сезон. Сюжеты украинской театральной жизни того времени казались Курбасу чрезмерными и драматическими. Он мечтал о новом театре, основанном на новой европейской философии и ее новой драме. Курбас оставил театр Садовского, чтобы сосредоточиться на работе в своем Молодом театре. Вот в нем-то и пересеклись вновь пути Леся Курбаса и молодого, увлеченного, полного творческого поиска Василя Василько.

Вместе с Лесем Курбасом он принял участие в постановке спектакля «Гайдамаки» - его первой режиссерской любви, к инсценировке которой Василько вернется через много-много лет, уже зрелым мастером. В 1961 году он осуществит постановку «Гайдамаков» в своей сценической редакции, с вновь расставленными акцентами на сцене Одесского украинского театра.

Успех Василько принес поставленный им на сцене театра «Березиль» спектакль «За двумя зайцами» в 1925 году. Он стал одним из самых популярных режиссеров Украины, работы которого отличались яркой театральной формой.

Одесская госдрама

В 1926 году Одесская госдрама, так назывался в ту пору Одесский украинский театр, решила открыть свой второй сезон «Зайцами» Василько. Так состоялось первое знакомство Василько с театральной Одессой. А вскоре Василий Степанович был приглашен возглавить Одесскую украинскую госдраму, где с таким успехом шел его спектакль.

Труппа Одесской украинской госдрамы встретила прибывшего тепло и дружелюбно. Новый художественный руководитель театра взял курс на современную драматургию: он поставил «Конец Криворыльска» Б. Ромашова, «Республику на колесах» Я. Мамонтова, «Яблоневый плен» И. Днепровского, «Мятеж» по роману Д. Фурманова, «Закат» по И. Бабелю.

Работая в одесском театре с талантливыми актерами, Василь Василько с первых своих шагов понял, что необходимо немедленно, сразу, уже, начинать готовить молодых актеров. Готовить для себя, для собственного театра. Не дожидаясь прихода в театр выпускников театральных училищ и вузов. Учить тех, кто имеет представление о театре, кому театр дорог. Так появилась в Одессе первая Театральная студия. Она не считалась ни средним, ни высшим учебным заведением, но вышли из нее мастера высочайшего класса: Евгений Пономаренко, Николай Богданов. От своих учеников Василько требовал научиться фиксировать жест, движение, пластический рисунок роли, отбрасывать лишнее и оценивать то, что делаешь. Учил сознательно компоновать образ, требовал ответа, что и для чего делаешь в той или иной роли. Стремился, чтобы каждый из его учеников видел, слышал, чувствовал сделанный им образ отдельно от себя и мог в любой момент независимо от самочувствия воспроизвести роль. Нечто схожее есть в брехтовской теории отчуждения. Василько учил тонко чувствовать ритм и по своему усмотрению им пользоваться.

«Правильно найденный ритм - уже наполовину сделано роль», – говорил Василько. – «К тому же, ритм – необычайная сила воздействия на чувства и сознание зрителей».

Он учил методу образного воспроизведения действительности, в котором доминирующее значение придается ассоциациям. «Методу превращения». И считал, что «превращение» - это вершина театрального мастерства.

Работа в Одесской госдраме под руководством Василько шла напряженная, интересная, плодотворная. Но обстоятельства сложились так, что он оставил Одессу и отправился руководить новыми молодыми театрами в Харькове, Донецке, Черновцах. Эти театры, так же как и одесский, с любовью и гордостью вспоминают о рабате в них Василько.

Когда руководство Одесской украинской госдрамы, тогда уже Театра имени Октябрьской революции, готовясь отметить 125-ю годовщину со дня рождения Тараса Шевченко, пригласило его на постановку пьесы С. Голованивского «Судьба поэта», Василько, не раздумывая, принял приглашение. А потом, уже после премьеры, принял на себя художественное руководство театром. Он верил в этот коллектив. Василько стремился поднять на более высокий уровень культуру режиссерского и актерского мастерства, сделать разнообразным и интересным репертуар, убедить актеров в необходимости поиска яркой сценической формы.

На афише его театра должны стоять рядом имена драматургов-классиков, прежде всего, Шекспира, и произведения современных авторов. В мае 1939 года Василько ставит героическую эпопею «Богдан Хмельницкий» по пьесе А. Корнейчука. И этим спектаклем начинает июньские гастроли Одесского украинского театра в Ленинграде. Спектакли одесситов буквально ошеломили зрителя северной столицы мощностью и глубиной, покорили сильным актерским ансамблем...

В третий раз Одесса появилась в жизни Василько в 1948 году. И вновь, как в первый и второй раз, перед ним встал вопрос: с чего начинать, какой курс избрать для коллектива? Василько работает над расширением репертуара театра, над формой и образностью, ищет новые ключи к раскрытию известных пьес, ставит современников.

Его спектакли: «Земля», «В воскресенье поутру зелье собирала...» (оба поставлены по собственным инсценировкам повестей О. Кобылянской), «Талан» М. Старицкого, «Наймычка» по пьесе И. Тобилевича и другие - являли Одессе современный, новаторский театр.

Василько считал, что творческий путь свидетельствует о принципиальности художника. «Надо выработать большую силу воли, чтобы довести свой творческий замысел до конца. В своей творческой практике я старался быть принципиальным и честным, но не всегда у меня хватало силы воли, чтобы отстоять свои убеждения», – писал он.

Но, когда в середине 50-х годов прошлого века у него возникли разногласия с руководством театра, относительно репертуара, Василько покинул театр. В этот раз навсегда.

«Каждый приходит в режиссуру своим, индивидуальным путем. Разум и интуиция, образ и идея, содержание и форма, национальное и интернациональное, законы жизни и фантазия, традиции и новаторство переплетаются в творчестве каждого художника своеобразно. И все же, практический опыт предшественников – хорошая школа», - В. Василько.

В последние годы своей жизни Василько стремился собрать и обобщить свой опыт для будущих поколений режиссеров. ... Он занялся драматургией, историей и теорией театра.

Пауза во взаимоотношениях Василя Василько с коллективом Одесского украинского театра после его ухода прерывалась дважды, в результате чего появились на сцене «Гайдамаки» по поэме Т. Шевченко в мизансценах Л. Курбаса, которого Василько до конца своих дней считал своим Учителем, и спектакль «Угрюм-река», поставленный по собственной инсценировке повести В. Шишкова...

Но театр и после его ухода, и даже после его смерти считал себя «васильковским». В 1995 году Одесскому украинскому музыкально-драматическому театру было присвоено имя Василя Василько. Коллектив театра хранит добрую память о своем выдающемся режиссере. Знаменательно, что 7 апреля, в день рождения Василия Степановича, «васильковцы» дают спектакль «За двумя зайцами» - новый, современный спектакль по пьесе М. Старицкого, в память того, что свой творческий путь, свое рождение на сцене Одесского украинского театра Василь Василько начинал этим спектаклем.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью