Международные пассажирские перевозки «в плюс» экономике (публицистический взгляд)

23.08.2006 в 14:27:35
0 0

Весной 2006 года флагман украинского пассажирского флота, лайнер «Южная Пальмира» отправился в первый рейс по маршруту Одесса-Стамбул. В дальнейшем эти рейсы стали регулярными. Прошло более четырёх месяцев – и сегодня, в частности, и на этом примере вполне возможно оценивать развивающиеся пассажирские перевозки в качестве одного из рычагов международной экономической интеграции.

:Например, такое морское «содействие» туристическому потоку между Украиной и Турцией является немалым вкладом в развитие двустороннего экономического партнёрства между двумя странами. Ещё весной, в ходе одного из первых рейсов, на борту «Южной Пальмиры» побывали первый заместитель генерального секретаря Организации Черноморского Экономического Сотрудничества (ОЧЭС) Алтай Ефендиев и первый заместитель генерального секретаря парламентской ассамблеи ОЧЭС Александр Фурман. В ходе визита было отмечено, что такие пассажирские «мосты», и даже сами суда, становятся своеобразными центрами экономического сотрудничества, площадками для проведения международных мероприятий, направленных на укрепление экономических и культурных связей между странами Черноморья. В дальнейшем так и произошло. В летние месяцы на борту той же «Южной Пальмиры» прошёл Европейский симпозиум специалистов молочной промышленности, фестиваль детского творчества «Белый парус», финал популярной игры «Квест», медиа-форум украинских журналистов, немало бизнес-тренингов. Возможность прямых рейсов в Турцию и далее в Европу оценили европейские байкеры, которые, проведя свой слёт в Одессе, отправились через Стамбул в Грецию, Италию, Испанию и т.д.

В ближайшее время на борту судна планируется проведение совещания представителей ОЧЭС и конгресс журналистов стан ОЧЭС.

Nota Bene:

Организация Черноморского Экономического Сотрудничества основана 5 июня 1998 года в Ялте, где главы государств и правительств Азербайджана, Албании, Армении, Болгарии, Греции, Грузии, Молдовы, Российской Федерации, Румынии, Турции и Украины подписали устав организации. Основные цели ОЧЭС: более тесное экономическое сотрудничество стран-участниц, свободное передвижение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы и интеграция экономик этих стран в мировую экономическую систему. 1 мая 1999 года после ратификации Устава парламентами государств-членов ОЧЭС состоялась инаугурация этой организации и появление её на международной арене.

Страны ОЧЭС работают над совместными проектами по объединению национальных энергосистем в единое Черноморское кольцо, развитию и интеграции региональных транспортных коридоров в общемировую транспортную систему, прокладке линий оптико-волоконной связи. Осуществляется взаимодействие между ОЧЭС и Европейским Союзом. Статус наблюдателей в ОЧЭС приобрели Франция, Германия, Австрия, Египет, Израиль, Италия, Польша, Словакия, Тунис, а также Конференция энергетической хартии (ЕСС – Energy Charter Conference) и Черноморский Клуб. ОЧЭС имеет статус наблюдателя в ООН.

:Ситуация с украинским пассажирским флотом ещё недавно была вполне трагической. После развала СССР кризисная экономическая ситуация, развал Черноморского морского пароходства привели к тому, что более чем на десятилетие пассажирские перевозки из той же Одессы – безусловного морского лидера страны – сократились до минимума. Одна за другой были закрыты почти все морские круглогодичные и сезонные линии.

Как отмечает пресс-секретарь Ассоциации судовладельцев Украины Александр Фёдоров, дорогостоящие в эксплуатации океанские лайнеры были вытеснены «скромными неказистыми трудягами»: приспособленными под перевозку «челноков» и грузов бывшими судами научного и рыболовного флота. Большинство крупных пассажирских теплоходов ЧМП с середины 90-х годов навсегда покинули родные берега. Некоторые были списаны, иные сменили владельцев, названия и флаги. После продажи на лом в Индию в 2003 и 2004 годах знаменитых в прошлом круизных лайнеров «Фёдор Шаляпин», «Асседо» (бывший «Шота Руставели») и «Тарас Шевченко» пассажирский флот, доставшийся Украине от бывшего СССР, практически перестал существовать.

Наиболее активно в «деле восстановления» пассажирского флота поработала судоходная компания «Укрферри». «Первой ласточкой» стала покупка во Франции в 1997 году автопассажирского парома «Каледония», которая уже более семи лет совершает рейсы между Одессой и Стамбулом. Двумя годами позже компания «Вивал Марин» приобрела в Греции паром «Паллада». В 2003 году флот СК «Укрферри» вновь пополнился крупным судном – паромом «Грейфсвальд», предназначенным для перевозки пассажиров, автомашин и железнодорожных вагонов. В поисках дополнительного тоннажа специалисты «Укрферри» проинспектировали в течение 2004 – 2005 годов более 20 судов иностранных компаний. Поиск и контакты с судовладельцами стран Евросоюза помог остановить выбор на пассажирском теплоходе «Силезия», который принадлежал польской компании «Полферри» и работал на пассажирской линии между берегами Польши и Швеции. В конце 2005 года судно пришло в Одессу и получило новое имя –«Южная Пальмира». В течение нескольких месяцев специалисты и рабочие судоремонтного завода «Украина», а также Черноморского судостроительного завода произвели ремонт теплохода. Пассажировместимость судна была увеличена с 450 до 534 мест.

:Сегодня большинство пассажиров на украинских линиях составляют, естественно, граждане Украины, однако, постепенно растёт число пассажиров из стран СНГ, в особенности – из России, а также из дальнего зарубежья. Например, на «Южной Пальмире» каждый пятый турист – из стран Евросоюза, Америки или Азии. Растёт и число турецких туристов, желающих посетить Украину. Однако, их число пока что, к сожалению, несопоставимо с пассажиропотоком из Украины в Турцию.

С одной стороны, это явное отражение туристической популярности этих стран – в том числе, в европейском масштабе, – которая напрямую зависит от уровня их экономик. С другой – нельзя забывать и о собственных определённых недостатках.

Так, в ходе пресс-конференции, посвящённой 5-тысячному пассажиру на борту «Южной Пальмиры», директор «Укрферри» по маркетингу и развитию Роман Моргенштерн отметил, что, в отличие от Турции, в Украине (в Одессе) правоохранительные органы допускают проволочки с документами для иностранных туристов. Так, например, в случае рейса Стамбул-Одесса-Стамбул – турецкий турист обязан выйти в город, поселиться в отеле и по-новому провести оформление документов (из-за этого, например, не «страдают» украинцы в Стамбуле, путешествующие по маршруту Одесса-Стамбул-Одесса).

Всё это – как генеральные проблемы (экономического характера), так и «мелочёвка» (наподобие документальных проволочек) – так или иначе тормозят развитие туристического бизнеса, который мог бы быть одной из доходных статей экономики страны. Например, та же Турция в 2005 году приняла у себя несколько миллионов туристов, заработав «по этой статье» более 16 млрд. долларов.

:Вместе с тем, партнёрство украинских и турецких бизнесменов в сфере туризма – таки да! – развивается. Недавно в Одессу прибыли предприниматель и юрист, глава юридической конторы Эркан Эрен и генеральный директор отеля «Лира де Люкс» Джошкун Ардахан. В ходе упомянутой пресс-конференции Эркан Эрен заявил, что интерес турецких бизнесменов к вложению капитала в Украине растёт. Он отметил, что 20 лет назад ситуация в туристической отрасли Турции была ещё хуже, чем сейчас в Украине. Однако всё изменилось к лучшему после 10 лет слаженной работы государственной власти и представителей бизнеса. Эркан Эрен при этом особо подчеркнул роль государства в этом процессе:

- Турецкие бизнесмены неспроста вкладывают деньги в Украину. Сегодня это стратегия нашего государства. На национальном уровне было принято решение – к 2013 году довести объём вложений в Украине до 15 миллиардов долларов США…

Зарубежные гости прибыли, в частности, для того, чтобы совместно с украинскими партнёрами разработать ряд маршрутов из Стамбула, начинающихся морским круизом и далее – включая Одессу, Киев и Карпатский регион. Существуют также планы сооружения в Украине нескольких трёхзвёздочных отелей.

Соответственно, получает своё развитие и сеть украинских маршрутов в Турции. Если ранее из Стамбула они шли в Анталию, то теперь наши туристы смогут посетить Памуккале и Каппадокию.

:…Для развития морских пассажирских туристических перевозок есть немало предпосылок. Есть и главное – желание инвесторов вкладывать деньги. И как говорилось в одной замечательной басне – чтобы купить обувь, нужно немного, только обувь и нога, – так же можно сказать и здесь: чтобы морской турбизнес заработал, нужно немного – море и не мешать! В случае цивилизованного соответствующего законодательства будут и суда, и инфраструктура, и туристы…


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью