А вы платите за школу?

21.02.2013 в 16:15:16
Общество
1 8

С каждым годом школьник для украинской семьи становится все более и более дорогим удовольствием. Пятнадцать лет назад мои родители платили за школу 6 гривень в месяц. А среди моих одноклассников еще находились такие, кто возмущался «поборами».

Наш украинский ребенок еще с малых лет понимает, что в этой стране за все и желательно всем надо платить. Никто просто так тебя не вылечит, не выучит, да и вообще не поднимет, если вдруг оступишься и упадешь. При этом плата – еще не гарантия качества предоставляемых услуг.

Так во сколько же сегодня обходится школа среднестатистической одесской семье? За что приходится платить? Кто распоряжается деньгами? И на что они идут? В этом мы и попытались разобраться, опросив учеников, родителей, учителей и экспертов.

Чтобы надо мной не смеялись, я не буду цитировать Закон «О среднем образовании», в котором написано о том, что оно бесплатное. Де-юре так и есть, ведь те деньги, которые отдают школам, – это благотворительность. И, по сути, родители платят не за образование, а, так сказать, за более комфортные условия его приобретения.

Расходы одесских родителей на школу мы разделили на несколько категорий. Ведь, как правило, платить приходится сразу по нескольким «статьям».

Загадочный «фонд школы»

Итак, почти каждая школа/гимназия/лицей устанавливает фиксированную сумму, которую родителям надо заплатить в месяц. Минимум – сто гривень. Максимум – 450 гривень. При этом далеко не все интересуются тем, на что именно тратят деньги. Кстати, и большинство учителей, которых мы опросили, не знают, как расходуются средства, перечисляемые в фонд школы. Перед ними тоже никто не отчитывается. Как не воспользоваться такой ситуацией и, к примеру, не слетать на вырученные средства за границу, отдохнуть от неблагодарной работы, как, кстати, и поступил один из одесских директоров? Все равно никто не спросит, куда деньги пошли…

У некоторых школ есть благотворительный фонд. И для того, чтобы поступить в такую школу, надо сдать корешок об оплате и потом пройти собеседование. Галина, дочь которой учится в 4 классе, заплатила полторы тысячи гривень вступительного взноса, и каждый месяц перечисляет на счет фонда 450 гривень: «Платим в кассу. Куда идут деньги, не знаем. Перед нами никто не отчитывается. При этом в школе трехразовое питание и факультативы». Ольга, мать третьеклассника, заплатила за право обучения в престижной школе 500 долларов (кроме этого платит за школу каждый месяц): «Но я вижу, на что идут эти деньги. Школа купила компьютеры, моего ребенка хорошо кормят, у него красивый класс, тепло. Нам выдали все вплоть до полотенца».

Зинаида Курлянд, заведующая кафедры «Общей педагогики» Одесского национального педагогического университета, объясняет, что школа может брать плату только за дополнительные курсы, но не за основной цикл школьных дисциплин: «Если школа вводит какие-то дополнительные курсы, особенно в старших классах, приглашает, например, вузовских преподавателей, то такие услуги платные. Другое дело, что нельзя заставлять платить. Каждый должен выбрать, что ему больше нравится». При этом Зинаида Наумовна вспоминает, что школам и в советские времена денег не хватало: «Школа по жизни нуждается. Поэтому если дети мерзнут или наоборот – им очень жарко, естественно, родители могут собраться и подарить кондиционер. Но, опять же, никто не должен превращать это в обязаловку. И нельзя ставить соответствие, что если папа дал денег на ремонт школы, то ребенку надо ставить отличные оценки».

Итак, никто не должен заставлять родителей платить за школу. Но… Как говорит Антонина, учительница школы: «Если школа не может себе помочь, то должен ведь кто-то это сделать?»

В университете, который я заканчивала, никто не платил «в фонд университета». При этом половина аудиторий подходила для того, чтобы снимать в них фильмы про зомби: порванный линолеум на полах, обрисованные стены с отваливающейся штукатуркой, выпадающий паркет, вздувшиеся от влаги парты (пару лет назад неудачно отремонтировали крышу, и она протекла).

Во что превратятся наши школы, если единственные их меценаты – родители перестанут давать деньги? Другое дело – отчет о потраченных средствах. Думаю, все мы должны научиться его требовать. И не только родители школьников. Но и все налогоплательщики. Мое любимое государство забирает у меня пятую часть зарплаты на налоги. Но я совсем не представляю себе, за что плачу. И кому. Так почему бы не завести в Межигорье еще один золотой унитаз? А любимому мэру не повесить рекламу о том, что он отреставрировал Воронцовский дворец (интересно, правда, в каком месте…)

Прозрачный «фонд класса»?

В отличие от предыдущей статьи расходов, тут все более-менее понятно. Кроме того, что родители ответственны за школу, которую они «приручили», необходимо еще и о классе позаботиться. И уж тут на первый план выходит классный руководитель. От него все зависит. Екатерина, учительница школы в Черноморке рассказывает, что в самом плохом состоянии обычно классы «без классного руководства. Окна везде старые, и зимой очень холодно, везде старые батареи». Так что если учитель не поднажмет, никто ему не поможет.

Как показал наш опрос, ситуация с фондом класса более прозрачная. Деньгами обычно заведует родительский комитет, его глава и отчитывается перед всеми о расходах. Родители покупают в класс тетради, питьевую воду, моющие средства, лампочки… В общем, все покупают. Любую мелочь. При этом, по словам одиннадцатиклассницы Кристины, у них в школе нашлась учительница, которая «выложила 2 тысячи баксов за доску из своего кошелька».

Насколько оправданны расходы? Например, в одной из школ в каждом классе стоит ксерокс. В принципе, для учебы полезно. Но, возможно, одного аппарата на параллель было бы достаточно? Или же, как написал один из наших читателей, в класс, в котором уже был ноутбук, попросили купить еще один, «чтобы все новое было». При этом, дорогие родители, судя по тому, что говорят учителя, классы вам еще придется доукомплектовать. Мы спросили педагогов, какого оборудования им не хватает для того, чтобы проводить уроки на современном уровне. Анна, учительница гимназии: «Интерактивной доски и проектора. Хотелось бы, чтобы был доступ к Интернету. Ну, и ноут, чтобы свой не таскать на работу». Антонина, учительница школы: «В моем классе вообще нет никакого оборудования. Парты и те не могут починить. Мне не хватает магнитофона, телевизора, компьютера».

Подарки учителям и школе

Сколько бы вы ни платили в «фонд класса» и в «фонд школы», поздравить учительницу все же придется. Это у нас уже национальная традиция. На подарки сдают обычно 50-100 гривень. Ольга, мать третьеклассника, говорит о том, что в предыдущей школе, в которой учился ее сын, сдавать сто гривень на подарки надо было обязательно. В новой же подарки делают по желанию.

Как рассказала нам Зинаида Курлянд, с точки зрения педагогики и педагогической этики, в том, что учитель принимает презент, нет ничего предосудительного, но желательно, чтобы это были самодельные подарки или цветы (правда, уточняет эксперт, цветы с недавних пор тоже дарить не рекомендуют, поскольку и они могут быть слишком дорогие).

Сами же учителя, которых мы опросили, относятся к подаркам нейтрально. Или положительно. Анна, учительница гимназии считает, что это не обязательно: «Вымогательством заниматься не надо – это свинство. Если родители или дети сами хотят – то это их инициатива. Ничего предосудительного в этом не вижу. Все мы люди. Всем приятно, когда делают подарки как знак уважения или благодарности. А как их делать – дело самих дарящих».

Ну, а примеров другого плана скоро наберем в достатке – 8 марта не за горами.

Дополнительно-непредвиденные расходы

И последняя в нашем списке статья. Несмотря на астрономические суммы, которые получатся, если умножить ежемесячный взнос в фонд школы на количество учеников, родителям приходится раскошеливаться еще и еще. Александр, отец первоклассника заплатил 800 гривень за ремонт пола в классе и еще за телевизор. Ольга, мать третьеклассника, – 30 долларов за ремонт туалета в школе. Мария, учительница школы в Совиньоне, говорит, что в ее класс купили синтезатор YAMAHA и колонки. Наши читатели пишут еще и о расходах на золотые медали.

При этом многие школы все еще требуют дополнительных вложений. Где-то надо заменить мебель, а где-то и сделать капитальный ремонт. Антонина, учительница, рассказывает: «Школа в таком плохом состоянии, что в прошлом году зимой провалился потолок, и пришлось заделывать крышу. Постоянно проводятся какие-то ремонты, но они все незначительные и только тогда делаются, когда все обваливается или окончательно ломается». Екатерина, ее коллега, тоже утверждает, что ее школе нужен хороший ремонт, «но денег хватает только на мелкие работы. Они незначительные и очень плохого качества – очень быстро все вновь ломается или портится».

В общем, родители, откладывайте деньги. Школам они очень пригодятся.

И что теперь делать?

Государство, наверное, отметем сразу. У нашей власти и без нас проблем по горло. Хотя родители и учителя, с которыми мы говорили, считают, что именно государство должно платить за школу. Правда, мало кто ждет, что так и произойдет. По крайней мере, в ближайшем будущем.

Зинаида Курлянд считает, что в Украине надо популяризовать спонсорство: «За границей это всячески поддерживается. Я недавно была в Израиле. Проходим мимо одного из университетов, а на здании написано «этот корпус построен на пожертвования таких-то людей». Заходим в середину, а там таблички «Этот зал подарил такой-то», «Это оборудование подарили такие-то». Кроме того, люди, которые дают материальную помощь, получают оптимизацию в налогообложении».

Правда, пока в Украине культура спонсорства мало развита. Учителя подметили, что некоторое оживление со стороны меценатов наблюдается перед выборами. Антонина вспоминает: «Во время выборов что-то делали кандидаты в депутаты. Но вместо существенной пользы, они возили детей в дельфинарий или только обещали что-то. После выборов о школе быстро забыли и подарки прекратились». Екатерина говорит, что иногда спонсорами выступают родители учеников, которые плохо учатся: «родители делают дорогие подарки, чтобы учителя закрывали глаза на многое и ставили хорошие оценки».

Так что пока остается надеяться на формирование в стране гражданского общества. Пора, наконец, осознать, что именно мы – работодатели чиновников, а поэтому имеем полное право требовать от них исполнения возложенных на них обязательств, а также полного отчета о потраченных средствах. Думаю, если подобные изменения начнутся в сфере образования, к которой так или иначе причастен каждый из нас, то вскоре мы будем жить в совершенно другой стране.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью