Городские сумасшедшие — живая достопримечательность Одессы

05.05.2013 в 21:14:33
Общество
1 0

Наряду с памятником Дюку де Ришелье, Потемкинской лестницей и улицей Дерибасовской одной из главных достопримечательностей Одессы с давних пор являются так называемые «городские сумасшедшие». Этот термин родился именно в нашем городе еще в 30-40-х годах прошлого века, когда люди с безобидными и не очень психическими расстройствами могли свободно разгуливать по улицам. И даже, когда в 50-х количество мест в спецучреждениях значительно увеличилось, в Одессе все равно осталось немало чудаков.

«Городскими сумасшедшими» чаще всего называют людей, отличающихся эксцентричным поведением, необычной внешностью, а также манерой одеваться. Благодаря своим качествам они достаточно известны в той или иной местности и являются ее живой достопримечательностью. При этом они носят различные прозвища, характеризующие их отличительную особенность. Наверное, именно таких людей в средневековой Руси называли юродивыми. В Одессе их всегда было немало.

Марьяшес является лучшим городским сумасшедшим уже почти 100 лет. Это своеобразная гордость Одессы – высокий человек с надменно поднятой головой. Ильф и Петров писали, что «он стал… достопримечательностью наравне с Городским театром и деревянной торцовой мостовой на главной улице». А Утесов посвятил ему целую главу своей автобиографической «Моей Одессы»: «Марьяшес может сделать все, что взбредет в его воспаленный мозг. Он заходит в любое кафе. Ему подают все, что он пожелает. Все счета потом оплачивает его брат — врач». Причина сумасшествия – государственный экзамен по математике. Он единственный решил труднейшую задачу и, выкрикнув «восемнадцать», навсегда сделал это слово лейтмотивом своей жизни. Когда Марьяшес сидел в кафе, одесситы пользовались случаем, подходили к нему, задавали вопросы. Он быстро поворачивал голову к вопрошающему и, глядя куда-то в сторону, всегда отвечал лаконично, но точно. Ответ звучал односложно между очередными «восемнадцать».

Алеша-Мушкетер – еще один из ярчайших представителей когорты городских сумасшедших. Каждое утро он начинал с того, что закупал молочные продукты и развозил их под двери домов. Естественно, денег Алеша за свои услуги не требовал. Вечером он любил неспеша прогуливаться по прилегавшим к Торговой улицам и мило беседовать со своими многочисленными клиентами. И в качестве обязательного приложения к беседе Алеша рассказывал анекдот, благодаря которому он и получил свое прозвище. Итак, в магазине продается книга «Три мушкетера». Покупатель спрашивает: «Сколько она стоит?». «Три рубля», — отвечает продавец. – «Тогда нельзя ли за два рубля купить книгу «Два мушкетера»? — любопытствовал покупатель.

Анекдот, связанный с книгами, Алеша рассказывал неслучайно. Он не был сумасшедшим с рождения, потерять рассудок ему помог родной сын. Когда отец чем-то ему не угодил, отпрыск сжег отцовскую библиотеку, которую Алеша собирал всю жизнь. После этого он и тронулся. Закончилась история с Мушкетером довольно печально — его убили, и никто до сих пор не знает почему и за что.

Яник-сделай-паровозик ранее ошивался на «Привозе». Завидев его, продавцы и посетители кричали ему: «Яник, сделай паровозик!». Яник улыбался, доставал свой мужской половой орган, надувал щеки и с криками «чух-пых-чух-пых» бежал сквозь разбегающуюся толпу.

Барон Липский. Чаще всего его можно было встретить в самых уединенных аллеях Александровского парка. В железных очках с увеличительными стеклами, с изношенным шотландским пледом на плечах, согбенный, он очень медленно шел, держа в руке несколько пожелтевших листков почтовой бумаги, исписанной непонятными каракулями.

* * *

В историю Одессы и городской фольклор прочно вошли такие персонажи, как Марьяшес, Мосейка, Боря Тряпочка, Барон Липский, Алеша-Мушкетер и Яник-сделай-паравозик. Они — странички того, что мы называем живым прошлым Одессы. Ну а теперь – немного о героях нашего времени:

Бабушка «Америка Заметает Следы». Наверное, любой одессит хотя бы раз, но слышал ее громкие лозунги «Америка заметает следы!» или «Берегите Януковича!» возле железнодорожного вокзала и «Привоза». Свою просветительскую деятельность бабушка начала двадцать лет назад, еще будучи интеллигентной дамой бальзаковского возраста. Ежедневно, в час пик, она появлялась в районе железнодорожного вокзала и, не жалея сил, просвещала торопящихся по своим делам людей по поводу геополитической обстановки. Одесситы любят бабушку за злободневность и актуальность. Америка, она такая: каждый раз заметает следы по-новому. А потому и лозунги бабушки никогда не повторяются. Но вот уже два десятка лет мотив один: «Люди! Объединяйтесь!»

Свистун или же «арматурщик». По свидетельствам учеников — бывший преподаватель физики. Этот известный одесский «музыкант» прославился своими импровизациями, исполняемыми обрезком арматуры на пустой бутылке. Как только вы ему свистните — он тут же заведется минимум на полчаса. Чаще всего его можно встретить на Греческой, Преображенской и в районе Дерибасовской. Известен он еще и своим умением свистеть, охотно демонстрируемым публике.

Ниндзя уже несколько лет подряд ходит по центру города и тренируется в Горсаду. Он когда-то руководил целым кланом ниндзь в черном и упражнялся вместе с ними. Утверждал, что быть ниндзей втайне от всех — просто, а вот настоящему мастеру темнота не нужна. Одет, как ниндзя — в черную одежду, носит меч и нунчаки.

Гетьман. Мужчина, разгуливающий в одеянии запорожского гетьмана бродит в центре города, от Дюка до Нового рынка. Постоянно использует для защиты от солнца зонтик с логотипом «Партия регионов», чем немало веселит окружающих. С ним даже можно сфотографироваться, но, естественно, не за «спасибо». Есть мнение, что никакой он не сумасшедший, а успешный натурщик, который подрабатывает тем, что за плату позирует для фотокамер туристов.

Александр Белый — поэт, писатель, «юморист». Ходит по городу в морской шапочке и пиджаке Остапа Бендера, предлагая всем окружающим послушать его стихи о любви за умеренную цену. Ухожен, чист и в меру адекватен, в отличие от многих одесских сумасшедших. Забавно то, что он был кандидатом в Президенты Украины в 1992 году. Всем благодарным слушателям он зачитывал пункты своей избирательной компании на президентские выборы 2010 года и активно раздавал свои предвыборные программки. Встретить его можно в центре города — в Горсаду и на Приморском бульваре.

Телефонный бомж раньше обитал в районе проспекта Шевченко и частенько заходил на территорию Политеха. Характерной особенностью этого бородатого мужчины неопределенного возраста, промышлявшего бутылками и бычками, была любовь к телефонам-автоматам. Выбирая исключительно оставшиеся дисковые таксофоны, он деловито снимал трубку, начинал бесконечно долго накручивать диск и долго общался с кем-то на собственном наречии, активно жестикулируя. Возможно, исчез вместе с последним дисковым аппаратом.

Дама с пластиковым стаканчиком. В последние 10-15 лет она бегает и собирает деньги для своих детей. Раньше ходила с пятью детьми и худым жонглером-циркачом по Дерибасовской. Сейчас пристает ко всем подряд с требованием дать денег просто так, детей не упоминает, но в случае отказа может наложить проклятье. Данный персонаж обладает навыками общения на английском и французском языках, благодаря чему у нее есть возможность «клянчить» не только у соотечественников.

Хотелось бы сказать, что наши безумцы — огромное достояние Южной Столицы, и далеко не каждый город удостоен такой чести. Они ходят с нами, обыкновенными людьми, по тем же улицам, но всегда остаются в своей реальности. Тема одесских городских сумасшедших неисчерпаема и требует не просто написания отдельной книги, а даже съемок добротного кино в стиле Дэвида Линча.

Хочется отметить, что с 2008 года в Одессе существует Клуб городских сумасшедших, инициированный известным краеведом и писателем Олегом Губарем и историком, профессором Андреем Добролюбским. Члены Клуба – художники, бизнесмены, ученые, литераторы, журналисты – одесситы, которые хотят, умеют и делают нечто существенное, важное и интересное. У организации есть атрибутика, например, именные значки и печать. Слоган клуба: «Трезвость – это еще не признак ума». «Человек трезвого ума – прагматичен, – поясняет О. Губарь. – Он не может быть нормальным городским сумасшедшим».

Желающие примкнуть к этому необычному сообществу должны быть готовы принять девять обязанностей городского сумасшедшего, – например, «стремиться к победе духа над материей и серьезно относиться ко всему, что, на первый взгляд, не имеет никакого значения». По поводу рекомендаций для вступления в ряды сумасшедших О. Губарь сказал: «Когда человек делает добрые дела, вместо того, чтобы зарабатывать деньги, на него показывают пальцем и называют сумасшедшим – это и есть самая лучшая рекомендация. Голубовский правильно сказал: в мире совершенного сумасшествия только нормальные люди и выглядят сумасшедшими».

И напоследок... Хотелось бы, чтобы в каждом городе был свой, узнаваемый человек с чудинкой. Ведь едва увидев его, невольно захочется на секунду остановиться и задуматься о собственном бытие. Быть может, и мы для них такие же безумцы, вечно летящие куда-то в сумасшедшем темпе. Темпе, в котором не хватает места для самого главного – самой жизни.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью