10 негритят одесской промышленности: хронология утраченного

27.12.2013 в 19:20:27
Экономика
1 0

«Хуже быть не может», – говорит пессимист из одного известного анекдота, «Хуже еще будет!», – ответствует ему оптимистически настроенный герой той же шутки. Вынуждены признать, что обе  эти фразы справедливы для положения, в котором сегодня оказались одесские промышленные предприятия, когда-то не просто составлявшие честь и славу региона, но и приносившие в него немалые денежные средства. Репортер решил вспомнить крупные промышленные предприятия, которые Одесса потеряла за последние годы.

Для города и области уходящий 2013 год ознаменовался фактической потерей нескольких крупнейших стратегически важных заводов: «Краян», «Ильичевский судоремонтный завод», «Одесский припортовый завод». В настоящее время Фонд государственного имущества (ФГИ) Украины готовит их к продаже. Аукционы запланированы на первые месяцы наступающего года. 
Одесский припортовый завод (ОПЗ) – одно из крупнейших предприятий химической отрасли в стране, является монополистом на украинском рынке услуг по приему, охлаждению и перегрузке аммиака. В прошлом 2012 году понес рекордные для себя убытки в размере 122,47 млн гривень, и это против 336,13 млн гривень чистой прибыли за 2011 год! Интересно, что меньше через год предприятие вновь становится прибыльным. Эксперты считают, что результаты прошлого года не стоит рассматривать как начало конца ОПЗ. Скорее всего, это было сделано специально, чтобы искусственно занизить цену завода. 
В 2013 году Фонд госимущества начал готовить ОПЗ к продаже – 99,567 % пакета акций предложены к приватизации. Завод оценили (приблизительная стоимость) в 5-7 млрд гривень. В августе о заинтересованности российской стороны в приобретении предприятия заявил посол РФ в Украине Михаил Зурабов, однако, скорее всего, ОПЗ достанется Дмитрию Фирташу. В начале года он заявил о своей готовности приобрести его за 4 млрд гривень. «Одним из условий продажи ОПЗ будет предоставление гарантий поставок газа. И только Фирташ сегодня может обеспечить поставки газа», – заявил  изданию NR2.ru экс-глава ФГИ Александр Бондар. Он также отметил: «Плюс запишут в условия – продажа ОПЗ только национальному инвестору, чтобы «Газпром» не смог сюда зайти, а для Фирташа были созданы все условия выигрыша конкурса. Я на 100 % прогнозирую, что все остальные участники будут фиктивными, реальный и единственный, под кого делают сам конкурс, – Фирташ». 
Еще одно предприятие, на котором ведется подготовка к продаже, – ОАО «Машиностроительное производственное объединение «Орион». «Орион» относится к предприятиям, имеющим стратегическое значение для экономики и безопасности государства (группа «Г»). Когда-то завод производил  компрессоры для холодильников и молочные бидоны. Начиная с 2004 года, «Орион» пережил десяток рейдерских атак со стороны бизнесменов и народных депутатов братьев Дубовых (БЮТ). Как рассказал директор ОАО Николай Кущак, в данном случае «налоговая, прокуратура, другие службы просто сдали рейдерам завод»: «Дубовые мне тогда еще заявили – у нас куплены все, вы все равно проиграете». За 9 лет в одесских судах было рассмотрено 135 дел, связанных с заводом (часть из них до сих пор идут). 
В январе 2014 года на продажу будет выставлен контрольный пакет акций  50 % + 1 акция уставного капитала. Директор завода узнал об этом аукционе от журналистов Репортера. Завод оценен в 720 тысяч 820 гривень и 25 копеек, что соответствует средней рыночной цене за 1-комнатную квартиру. Кроме земли в прибрежной зоне и заводских помещений в состав имущественного комплекса «Ориона» входит база отдыха на 8 ст. Большого Фонтана, что будет с этой землей и зданием пока не известно. 
Завод «Краян» – одно из старейших предприятий Одессы, история которого началась в 1863 году. Сначала это были железнодорожные мастерские, но через 60 лет их реорганизовали в завод. «Краян» – предприятие, которое собрало первый советский кран. В послевоенные годы кранами производства «Краяна» пользовались во всем мире. До развала СССР штат предприятия насчитывал более 5 тысяч сотрудников, сейчас немногим больше двухсот. В мае 2013 года завод был вторым в Украине по задолженности по зарплате (6,5 млн  гривень). 
В августе 2013 года после прокурорских проверок выяснилось, что «должностные лица ОАО «Холдинговая компания «Краян» вместо того, чтобы выплачивать работникам предприятия заработную плату, тратили средства в других целях», после было открыто уголовное дело. 
В настоящее время «Краян», 100 % акций которого принадлежат государству, находится в состоянии банкротства. Фонд государственного имущества Украины выставил предприятие  на продажу. Его оценили в 6,7 млн гривень. 
Кроме вышеназванных предприятий Одесса потеряла когда-то крупнейшего в союзе «литейщика» – завод «Центролит». К 2010 году штат сотрудников был меньше 50 человек, а когда-то «Центролит» давал рабочие места более 5 тысячам человек. Предприятие занимает площадь более — 60 га. В настоящее время завод не работает, территория фактически пустует. Сегодня существует ОАО «Центролит», около 70 % акций находится в государственной собственности, но цеха сдаются в аренду малому бизнесу и под складские помещения. 
На территории бывшего одесского «промышленного гиганта» теперь снимают фильмы о войне. Пробково-ленолеумный завод Викандера и Ларсона, который позже был переименован в «Большевик», когда-то был перспективным, прибыльным и процветающий предприятием. Вокруг завода вырос одноименный поселок.  «Большевик» одна из многих жертв перестройки. Сейчас на месте завода - руины. 
«Прессмаш» – завод, признанный в 2011 году банкротом, когда-то производил около 2,5 тысяч единиц продукции ежегодно.  Да начала двухтысячных предприятие как-то держалось на плаву, но после — на заводе значительно сократился штат. Кризис 2008 года «Прессмаш» встретил с многомесячными невыплатами заработной платы сотрудникам и долгами за коммунальные услуги. Вследствие чего предприятию сначала отключили электроэнергию, а потом конфисковали часть имущества. Через 3 года — завод признали банкротом. 
Еще одна «потеря» Одессы - судоремонтный завод «Украина». Когда-то он было главной судоремонтной базой одного из крупнейших пароходств в мире — ЧМП. После лихих 90-х, когда от Черноморского пароходства остались лишь воспоминания и один прогулочный пароход «Хаджибей» (до этого было 360 судов), СРЗ передали на баланс Одесского порта (2007 год). Но уже через три года — в 2010 предприятие было признано банкротом. В ноябре текущего года на одном из сайтов появилось объявление о продаже завода: «Предлагаю приобрести неработающее предприятие, расположенное на 3-х гектарах земли недалеко от одесского порта. Общая площадь строений составляет 11 тысяч 200 квадратных метров... цена –  72 миллиона гривень». Этому описанию соответствует только одно предприятие — корпуса СРЗ «Украина». 
Нельзя не отметить, что за последние десятилетия остановили свою работу заводы по производству мороженного, пивоваренный завод и Одесский ювелирный завод. Если же вспомнить про утраченные предприятия Одесской области, картина станет совсем печальной. 
По состоянию на 1 февраля 2013 года на территории Одессы работает 89 промышленных предприятий. Практически все они (97 %) имеют приставку ЗАО, ПАО, ООО, что говорит об их принадлежности (в той или иной степени) частным лицам или структурам. Только 3 предприятия из списка являются государственными и имеют почетную приставку ГП к своему названию: Кулиндоровский комбинат хлебопродуктов, Одесский авиационный завод и Одесский экспериментальный завод технологического оборудования.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью