Кризис в металлургии добрался до одесского порта

29.10.2008 в 15:25:08
Экономика
0 0

Метал уходит и не обещает вернуться - в начале октября зафиксирован абсолютный минимум последних десяти лет: за сутки в Одесском порту выгружено 29 вагонов с металлом. Металл уходит из порта? Трудно представить, что не будет такой привычной катанки, чугуна, заготовки, стальных листов, штрипсов… Доля этого вида груза в грузообороте порта 25-30 процентов. Чем восполнить объемы?

:Пока тревогу бить рановато: по итогам 9 месяцев компаниями порта переработано 5 млн 223 тыс. тонн. Даже больше, чем за это же время прошлого года (4 млн 356 тыс.): сказался задел первого полугодия. Тем не менее, тенденция такова, что, начиная с июля, объемы металлогрузов падают: в августе – 401,3 тыс. тонн (2007 – 445,2 тыс.), в сентябре – 355,3 тыс. тонн (411,6 тыс. соответственно). И это не сезонный спад. По мнению специалистов, это тяжелая и затянувшаяся болезнь отечественной металлургии – 17 из 36 доменных печей остановлены. На грани закрытия металлургические заводы – Запорожский, Мариупольский им. Ильича, Енакиевский, Днепродзержинский, Алчевский.

:Одну из причин разразившегося кризиса предвидели еще несколько лет назад специалисты. Китайские производители наводнили рынок дешевой сталью, с которой отечественная продукция не в состоянии конкурировать: себестоимость ее производства у наших предприятий выше. Изношенное оборудование, устаревшие технологии, доставшиеся нам в наследство от бывшего Союза, не в состоянии конкурировать с современным высокотехнологичным металлургическим производством Поднебесной. Уступаем мы и России. Себестоимость отечественного проката на 20-25 % выше китайского и российского.

:Как следствие, наполовину сократились заказы на украинскую металлопродукцию. К тому же цены на мировом рынке приблизились к уровню декабря 2007 – января 2008 г. А затраты на производство металла увеличились. И продолжают расти, поскольку растут цены на энергоносители. С учетом ситуации на рынке, в августе металлургические предприятия Украины уменьшили производство чугуна на 0,6 млн тонн по сравнению с плановыми объемами, стали – на 0,7 млн тонн, проката – на 0,6 млн тонн или на 19 % к среднемесячному фактическому объему за 7 месяцев 2008 г. В сентябре объемы также сократились.

:Из-за отсутствия спроса в портах скопилось около 1,5 млн тонн металла. К примеру, в Одеском МТП на складах стивидорных компаний «Металзюкрейн» 225 тыс. тонн, «Бруклин-Киев» – 100 тысяч, «Новолог» – 155 тысяч, в т.ч. около 80 тыс. тонн чугуна, «Новотех-терминал» – 118 тысяч. Всего на складах порта с учетом первой недели октября скопилось 705 тыс. тонн металла. А отгрузки практически нет. Так, за два месяца (август и сентябрь) коллектив «Бруклин-Киева» отгрузил… 3 тыс. тонн катанки. За первую декаду октября «Новотех-терминал» не отгрузил ни одной тонны вообще.

:Последние 15 лет металл для Одесского порта был стратегическим грузопотоком. Если в 1994-м объемы перевалки металлопродукции через одесские причалы составили 3,2 млн тонн, то в 2004-м был установлен рекорд – 7,1 млн тонн.

:– Несмотря ни на что, критической ситуацию назвать нельзя, – прокомментировал зам. главного диспетчера порта Михаил Поповский. – По прогнозам, в октябре металлургические производства снизят выпуск продукции еще на 15 % по сравнению с сентябрем. Иными словами, пока стабилизации ситуации на рынке не ожидается. Тем не менее, думаю, до конца года сможем перерабатывать около 1 млн тонн, а в итоге за год ожидается перевалка в объеме до 6 млн тонн. Несмотря ни то что, как известно, наши мощности позволяют в среднем ежемесячно переваливать до 650 тыс.тонн. Но недостающие объемы перекроем за счет зерновых, контейнеров, навалочных грузов.

:– Кризис в металлургическом производстве мы ощутили уже в сентябре, – продолжает тему зам. начальника железнодорожной службы Сергей Божок. – Если в июле ежесуточно мы принимали 242, в сентябре 207, то сейчас в среднем 53 вагона. Причем 32 % приходится на транзит. Металлурги требуют с 1 октября ввести мораторий на повышение железнодорожных тарифов и цен на топливно-энергетические ресурсы. По поручению министра Иосифа Винского Укрзалiзниця на месяц приостановила индексацию тарифов на перевозку грузов горно-металлургического комплекса. Кроме того, по заявлению заместителя гендиректора Укрзалiзницi Виктора Черного, железнодорожники ожидают от металлургов встречных шагов – уценки на внутреннем рынке металлопродукции на 30 %.

Благо, нынешняя ситуация не застала Одесский порт врасплох. Здесь несколько лет назад сменили приоритеты. На первый план вышли контейнеры – экологически чистые и экономически выгодные грузы. Помнится, еще в начале 90-х, когда порт обследовали специалисты из порта Марселя, они предсказывали, что металл – это груз, которым должна «переболеть» любая экономически возрождающаяся страна. Иными словами, порт не должен делать на него ставку. Будущее – за контейнерами.

:Начальник порта Николай Павлюк еще семь-восемь лет назад сделал ставку на контейнеры. Порт вместе с оператором контейнерного терминала «ГПК-Украина» реализовали программу его развития: строительство магистрального путепровода, ввод в строй транзитно-грузового терминала с единым офисом для контролирующих органов, первой очереди «сухого порта». Результат не замедлил сказаться: в течение семи лет – с 2001 до нынешнего года – объемы перевалки контейнеров выросли с 75 тыс. до 650 тыс. TEU.

:В разработанной три года назад Концепции развития порта акцент сделан на развитии дополнительных контейнерных мощностей. Это и расширение контейнерного терминала на Карантинном молу, вступивший в строй год назад контейнерный терминал на 7 причале, открытие терминала на причале 29-1, строительство терминала на Андросовском молу. Терминал на Хлебной гавани вот-вот примет первое судно. Словом, грузопоток умер, да здравствует грузопоток.


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью