Экономика региона: позитив, негатив и возможные перспективы…

18.12.2007 в 17:06:11
Экономика
0 0

За политическими перипетиями, ввергшими страну в состояние перманентного азарта, не так заметны перемены в экономике. Но кое-какие подвижки – к сожалению, в разные стороны! – заметны и в экономике Одесской области. Причём, далеко ходить не нужно – достаточно взглянуть лишь на последние месяцы, которые принесли немало нового из мира промышленности и транспорта.

Есть что-то хорошее…:

Если говорить об Одессе в плане макроэкономическом, то сразу же хочется вспомнить знаменитый нефтепровод «Одесса-Броды», который уж давно обещает пролиться до Польши и «связать» Азию с Европой. Знаменит он пока больше своими замечательными перспективами, чем реальной пользой стране, но, тем не менее, что-то конкретное прозвучало в последнее время и из этого сектора.

В начале декабря, в ходе визита в Одесскую область, президенты Украины и Польши Виктор Ющенко и Лех Качиньский заявили о том, что нефтепровод «Одесса-Броды» (работающий ныне в реверсном режиме, т.е. в обратном направлении – в сторону нефтетерминала «Южный», – экономически устраивая только, пожалуй, Россию), наконец, будет запущен в аверсном режиме в середине 2008 года. По словам Виктора Ющенко, первый этап такого проекта предусматривает транспортировку нефти в прямом режиме в Броды. Далее «чёрное золото» будет транспортироваться по железной дороге. Для перевода нефтепровода из реверсного в аверсный режим необходимо около трёх месяцев. Уже в декабре должно состояться формирование уставного фонда СП «Новая Сарматия» (будущего оператора нефтепровода), а в апреле 2008 года будет утверждено ТЭО проекта – с тем, чтобы уже в мае компания могла обратиться в ЕБРР для получения кредита. Лех Качиньский отметил, что достройка нефтепровода до Гданьска возможна в 2011-2012 годах, однако Виктор Ющенко подчеркнул, что работы можно активизировать, чтобы завершить строительство уже в ближайшие два года.

…Пластинка эта – долгоиграющая, и не зря польский президент взял себе «фору» до 2012 года, не поддаваясь на оптимизм Виктора Ющенко. Такому проекту необходимы новые серьёзные партнёры – например, тот же Казахстан, который, к сожалению, несколько отягощён политическими соображениями (нередко диктуемыми нашим общим северным соседом). Поэтому «как карта ляжет» – пока гадать трудно. Возможно, какие-то небольшие, но реальные шаги в 2008 году дадут основания для упомянутого оптимизма…

:Продолжая разговор о наших предприятиях в международном разрезе, следует вспомнить грядущий Евро-2012 и международный аэропорт «Одесса». Как сообщило 12 декабря управление информации Одесского горсовета, правительство Украины намерено выделить в 2008-2012 годах средства на реконструкцию Международного аэропорта «Одесса» в рамках подготовки к Чемпионату Европы по футболу 2012 года. Согласно постановлению Кабмина, утверждена Государственная целевая программа подготовки и проведения в Украине финальной части Чемпионата. В списке утверждённых мероприятий предусмотрен, в частности, капитальный ремонт и реконструкция одесского аэропорта. Сумма, выделяемая на эти цели, составит 1 млрд 116 млн 36 тыс. грн. – и уже в следующем году предусмотрена субвенция в сумме 36 млн 18 тыс. грн.

…Это, пожалуй, весьма реальный проект, так как Евро-2012 – вещь неотвратимая, если только Украина не хочет её потерять. Хочешь – не хочешь, а 2012 год настанет, Евро к нам придёт – и необходимо будет предъявить новые гостиницы, дороги – и аэропорты! Единственное сомнение – не очень понятна позиция по этому вопросу нового премьера Юлии Тимошенко (избранной, кстати, сегодня!) и будущего правительства. Но будем надеяться, что евроинтеграционные перспективы, о которых мы так долго говорим, найдут своё воплощение и по части Евро-2012…

:Ежели зашла речь о транспорте, то нельзя не вспомнить Одесский порт. И самая главная новость в этой связи заключена в том, что вопрос перевода Одесского морского торгового порта с его нынешней территории будет снят с повестки дня, о чём заявил новый губернатор Одесской области Николай Сердюк 10 декабря в ходе пресс-конференции в облгосадминистрации.

Напомню, что авторы нового Генерального плана развития Одессы рассматривают Одессу не просто как курортный город, а как многофункциональный центр. В связи с этим разработчики Генплана предложили использовать территории порта для нужд города и вынести за черту города предприятия нефтехимического комплекса, входящие в структуру порта.

В свою очередь, Николай Сердюк резонно заявил, что «пока позиционирование Одессы как туристического центра не подтверждаются наличием необходимой инфраструктуры». И сегодня «необходимо решать проблему транспортировки грузов в гавань». С его точки зрения, возможным вариантом для этого может стать строительство железнодорожной ветки между Сухим портом и причалами ОМТП.

…И как раз в Сухом порту и происходит очередной виток развития предприятия, который /виток/ должен позитивно сказаться на гражданах, проезжающих на своих авто или на общественном транспорте через Пересыпь. Дело в том, что запуск второй очереди накопительной площадки в Сухом порту на транзитно-грузовом терминале Одесского порта позволил вывести за черту городской застройки 80% большегрузного автотранспорта, ожидающего заезда на контейнерный терминал порта. В течение нескольких последних лет на улицах, примыкающих к транзитно-грузовому терминалу порта на Пересыпи, скапливалось от 200 до 300 автомобилей ежедневно. Сегодня все грузовики, следующие на контейнерный терминал ОМТП, ожидают своей очереди заезда на Карантинный мол в Сухом порту.

Будем надеяться, что это избавит от излишней автонагрузки Пересыпь – и «пробки» у Пересыпского моста станут меньше (хотя это уже не из области экономики)…

:Темы морских и автоперевозок сходятся ещё в одном аспекте: активном рыночном спросе на украинские мощности по перевалке контейнеров. Именно им продиктовано намерение группы «Приват» построить крупный контейнерный терминал на территории принадлежащего ей завода «Одессельмаш» (озвученное в конце ноября). Речь идёт о создании терминала мощностью 2-2,5 млн TEU, причем темпы строительства могут быть достаточно высокими (на полное развитие – до трёх лет). Компания намерена пойти по пути поэтапного развития объекта, рассчитывая выйти на пропускную способность в 1,7 млн TEU уже на первых стадиях развития…

:Так уж вышло, что Одесская область – морской регион, и когда говорится о развитии экономики, то в первую очередь подразумевают отрасль транспорта. Об этом шла речь и в ходе визита в Польшу делегации Одесской облгосадминистрации во главе с губернатором Николаем Сердюком. Комментируя итоги своего визита, глава области заявил, что польские предприниматели намерены в 2008 году построить в Одесской области совместное предприятие – судостроительный завод. В процессе предварительных переговоров стороны достигли договорённости о визите в Одесскую область специалистов компании «Мартин Ltd», которые должны избрать место для сооружения будущего завода. По предварительным данным, такие территории существуют в Измаиле, Килие и в Одессе.

Встречаясь же с маршалком Поморского воеводства Яном Козловским, глава Одесской области провёл экспресс-презентацию экономического и инвестиционного потенциала региона. Сопровождавшие главных лиц представители бизнес-кругов Одесской области и Поморского воеводства также обсудили вопросы дальнейшего сотрудничества…

Но не только позитив…:

Были и неприглядные стороны в экономической жизни Одесского региона в последние месяцы. Например, наряду с сообщениями о том, что морской торговый порт «Южный» выполнил годовой план грузопереработки (13 млн 706,9 тыс. тонн – 100,3% по отношению к запланированному объёму переработки), мы вспоминаем и сообщения о рейдерском захвате этого предприятия.

Приказ директора концерна «Укрморпорт» Сергея Климова об увольнении начальника порта «Южный» Александра Гонзы и назначении на этот пост его заместителя Владимира Васильева вошёл вразрез с планами руководства Министерства транспорта и министра Николая Рудьковского. Именно это ведомство первым заявило о «рейдерском захвате». Правда, следует упомянуть, что сами портовики восприняли эти кадровые перемены с большим оптимизмом, чем министр, а самого Николая Рудьковского встретили достаточно неприветливо. В «разрешении» ситуации приняли посильное участие и тогдашний и.о. начальника порта Кильницкий, и восстановленный по суду начальник предприятия Березняк. Стабильности работе предприятия это не добавило.

Сегодня эта история уже в прошлом, но неприятный осадок, как говорится, остался…

:Подобная история, но с прямо противоположным мнением работников предприятия, произошла и в Ильичёвском морском торговом порту. Ильичёвцы резко негативно отреагировали на попытку того же «Укрморпорта» уволить начальника порта Геннадия Скворцова. Дело доходило до судов (происходивших, как принято сегодня в государстве, на другом конце страны) и до забастовок трудового коллектива (о перипетиях в Южном и Ильичёвске «Репортёр» неоднократно писал в «Ленте новостей»).

К делу подключились политики – и вот уже депутат Верховной Рады от Блока Литвина, одессит Сергей Гриневецкий заявил, что попытки смены руководства портов Одесской области могут привести к беспорядку в транспортной сфере, сокращению транзитного потенциала Украины и росту социальной нестабильности. По его мнению, попытка увольнения руководителя Одесского порта Николая Павлюка, главы Украинского Дунайского пароходства Петра Суворова, а также попытки смены руководства в Южненском и Ильичёвском морских портах «выглядят как звенья одной цепи». Он также заявил, что характерной особенностью ситуации в портах является тот факт, что соответствующие кадровые решения должны проводиться с согласия областных властей, чего сделано не было. «Борьба вокруг портов, Украинского Дунайского пароходства вызывает целиком оправданную боязнь за то, что предприятие может ждать та же судьба, что и ЧМП, что все кадровые перестановки являются подготовкой к очередному «дерибану» прибыльной и перспективной отрасли», – подчеркнул народный депутат.

…Вот и имеем: транспортную отрасль в Украине нередко называют «курицей, несущей золотые яйца». Видимо, это её и способно погубить – если «правила игры», в том числе и законодательные, не станут окончательно прозрачными (в том числе и для общественности и СМИ)…

:Хотя неприятности постигают и не только транспортную отрасль. Пример: к сожалению, происходит сокращение штатов и производственных мощностей на Одесском литейном заводе (бывший «Центролит»). Не стану обсуждать причины, побудившие руководство предприятия сделать такие шаги. Скажу лишь факты, озвученные профкомом завода. За последнее время были уволены 90 специалистов, а в конце октября администрация предприятия обратилась в профком с просьбой дать согласие на сокращение ещё 107 работников и закрытие трёх цехов. Возможно, этому существует экономическое обоснование, но оно не стало убедительным для профсоюза литейного завода, который в конце ноября обратился к Президенту Украины, премьер-министру и Генпрокурору с просьбой не допустить увольнения работников предприятия и закрытия цехов, «так как это угрожает существованию завода»…

:Если уж упоминать о малооптимистичных событиях в экономике, то напоследок следует сказать и о «качелях» с приватизацией Одесского припортового завода. История эта длится годами – и в конце года окончательное решение вновь было отложено. Уж и определён единый пакет акций, выставляемый на торги (99,5%), и уже, вроде бы, продавали пакет в 0,5% акций (для определения стоимости основного пакета) – ан нет, Кабинет министров вновь отложил вынесение окончательного решения о судьбе приватизации предприятия, о чём в октябре сообщил журналистам тогдашний министр экономики Анатолий Кинах.

«Принято решение рассмотреть этот вопрос в дальнейшем – с тем, чтобы он был приведён в максимальное соответствие с Конституцией, законодательством, так как речь идёт о стратегическом объекте», – заявил министр. При этом он не мог не отметить, что «Одесский припортовый завод очень зависит от цены на природный газ, и каждый месяц задержки приватизации, безусловно, повлияет на его ликвидность в контексте снижения».

:…Что ж, если говорить об экономических позитивах, то в этом смысле значительно больше впечатляют перспективы, чем текущая реализация проектов. Но тут уж ладно, эти самые перспективы хотя бы ещё есть… Что же касается вещей не самых приятных, то, к сожалению, возникает впечатление, что уже прозвучавшая фраза – «ликвидность в контексте снижения» – беспокоит представителей власти больше, чем всё остальное. И уж тогда возникает вопрос: а появятся ли в ближайшем будущем новые перспективы?..


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью