Реформа военного образования «упёрлась» в одесскую землю

19.09.2005 в 14:20:58
0 0

Одесский институт сухопутных войск (ОИСВ) в течение последних четырёх месяцев находится в эпицентре скандала. Министерство обороны Украины объявило реформу системы военного образования, согласно которой, в частности, вместо четырёх вузов, готовящих кадры для сухопутных войск, будет создан один. Базовым выбран Институт сухопутных войск Национального университета «Львовская политехника». В его структуру переводятся кадры и фонды трёх оставшихся, которые в дальнейшем будут ликвидированы. «Под нож» попадают Сумской институт артиллерии, Харьковский институт танковых войск и Одесский институт сухопутных войск. Многие одесские политики и партии встали на защиту вуза, существующего уже более ста лет. После настойчивых требований «убрать руки прочь от славного института» вопрос перешёл из компетенции военного ведомства в Верховную Раду, пока не сказавшую своего слова.

Итак, Министерство обороны проводит реформу. Защитники же одесского вуза убеждены, что цель реформаторов зиждется на интересе военных чиновников (и не только) к дорогостоящей территории, на которой расположен институт. Решение вопроса сегодня зависит от парламента и правительства, и не исключено, что к делу «подключится» и сам Президент. Проблема «висит в воздухе», пока кипят страсти. И уж совсем неясно, что будет с большим участком земли в центре приморского города. Есть заявления обеих сторон, но нет конкретных планов. Так или иначе, но именно дальнейшая судьба земли, на которой стоит многострадальный вуз, и является краеугольным камнем происходящего…

РЕБЁНОК, КОТОРОГО НЕ РАЗРУБИШЬ «ПО СОЛОМОНУ»:

Что же сегодня представляет собой одесский военный вуз, вокруг которого возник такой нешуточный скандал?

Из досье «Репортёра». Одесский институт сухопутных войск был создан в 1899 году. На 60 га институтской земли расположены три военных городка с инфраструктурой, включающей 99 объектов, 300 единиц боевой техники, 2 стрелковых тира, 3 библиотеки с книжным фондом более 680 тыс. книг, мастерские, 3 автопарка, комплекс лабораторий. На 8 факультетах преподается 182 учебные дисциплины, из которых 117 являются исключительно военными.

На базе учебного заведения функционирует Одесский военный лицей, осуществивший в текущем году свой пятый выпуск.

По результатам 2002-2003 годов институт занимал первое место среди высших военных учебных учреждений Сухопутных войск Вооруженных Сил Украины (ВСУ). В 2003 и 2004 годах оргкомитет общегосударственного рейтинга вузов Украины «Софія Київська» признавал Одесский институт лучшим военно-учебным учреждением ВСУ.

Среди выпускников института – более 100 героев Советского Союза.

:МИНОБОРОНЫ: НАША ЦЕЛЬ – ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО РЕФОРМА

Позиция Министерства обороны (МО) и командования Сухопутных войск, следует признать, достаточно сильна. В первую очередь, потому, что генералы оперируют экономическими показателями, цифрами, которые трудно отрицать. Во-вторых – военные вузы являются составной частью Минобороны и земля, на которой они расположены, также принадлежит МО. Видимо, генералы, начиная реформу системы военного образования, были уверены в непоколебимости этих позиций и не предполагали возможности возникновения ажиотажа вокруг ликвидации вузов, в частности – Одесского института. Решение о его переводе во Львов было принято Коллегией Минобороны 21 апреля. А 26 мая издано постановление Кабмина №381 «О мерах по оптимизации сети высших военных учебных учреждений и военных учебных подразделений высших учебных заведений». В нём предусматривается создание единого вуза для подготовки кадров для Сухопутных войск Украины на базе Львовского института сухопутных войск Национального университета «Львовская политехника» и ликвидация Одесского Института сухопутных войск.

В течение последних четырёх месяцев позицию военного ведомства разъясняли и министр обороны (теперь уже бывший) Анатолий Гриценко («Подробности», 25.05.05., «Грядёт реформа военных вузов»), и заместитель министра Владимир Пасько (официальный сайт МО, 6.07.05., «Існуючий потенціал – на користь майбутнього війська»), и главнокомандующий Сухопутных войск Украины Николай Петрук («Подробности», 25.05.05), и его заместитель Григорий Дячук (сайт МО, 29.06.05).

Согласно концепции реформирования украинской армии до 2015 года, потребность в подготовке офицерских кадров для Сухопутных войск в ближайшее время составит 300-350 человек ежегодно. Такое количество «осилит» один вуз, в то время как содержание четырёх вузов «бьёт по карману» Минобороны, поэтому было признано целесообразным реформировать существующие вузы в один. Главком Сухопутных войск Николай Петрук и комиссия МО работали во Львове и в Одессе (изначально считалось, что Харьков и Сумы «конкуренции» не выдержат и обречены на ликвидацию) и признали, что львовский вуз имеет «немало существенных преимуществ». Так, обучение в этом вузе, входящем в состав «Львовской политехники», интегрировано с гражданским образованием. Это даёт возможность офицерам, уходящим в запас или завершающим контракт с армией, применять свой диплом и «на гражданке». Главком Николай Петрук подчёркивал: «Львiвський iнститут iнтегрований в даний час у цивiльний вуз, чого немає в одеському iнститутi. Адже не всi офiцери будуть командирами бригад, не всi офiцери будуть генералами». Замминистра Владмир Пасько: «Одеський інститут Сухопутних військ зараз видає своїм випускникам дипломи бакалавра військового управління. Це добре, але лише до того часу, допоки людина служить в армії. Так от, офіцер за контрактом може служити п'ять років. І як у всіх цивілізованих країнах світу далеко не завжди цей контракт буде продовжено. Що тоді робити колишньому офіцеру з цим дипломом? Такої, як у нього спеціальності, у цивільному житті немає».

Далее. Для проведения практических полевых занятий возможно использование 232-го Яворивского общевойскового полигона, находящегося в 60 километрах от вуза. Там же расположен и учебный центр «Партнёрство ради мира», на котором проходят международные учения с военнослужащими стран НАТО. Рядом с военным городком дислоцирован 80-й аэромобильный полк, воздушно-десантный комплекс которого и его учебно-материальная база будет использоваться для подготовки офицеров-десантников.

В то же время, по утверждению чиновников Минобороны, Одесский институт сухопутных войск расположен в трёх отдельных военных городках, что требует значительных средств на его содержание. Полигон «Широкий Лан» находится значительно дальше от вуза (165-170 км) и ближе к другим населённым пунктам. Кроме того, приводятся аргументы, касающиеся преимуществ аудиторной и лабораторной базы львовского вуза, аварийного состояния социальной инфраструктуры широколанского полигона и пр.

Ну и аргумент финансовый – это значительно меньшие затраты на содержание учебного заведения. Так, Львовский институт ежегодно отчисляет за коммунальные услуги около 800 тыс. грн, в то время как Одесский – порядка 5 млн. грн.

Всё это вкупе и стало тем, благодаря чему «конкурс» на звание единственного (и борьбу за возможность выжить) выиграл не Одесский Ордена Ленина институт сухопутных войск, а Львовский институт сухопутных войск им. Гетмана Сагайдачного Национального университета «Львовская политехника».

Замминистра обороны Владимир Пасько заявил: «Хочу, аби усі усвідомили: тут невдовзі повинен бути дійсно провідний військовий інститут на кшталт американського Вест-Пойнту. Усі підстави для цього є!».

:ЗАЩИТНИКИ ВУЗА В БЕСКОРЫСТИЕ ВОЕННЫХ НЕ ВЕРЯТ

Среди общественности Одессы постепенно, но всё громче зазвучали голоса протеста. Первыми высказались представители самого вуза. Далее настоящий общественный резонанс вызвали выступления местных организаций политических партий, к мнению которых, в конце концов, присоединились депутаты городского совета. Вопрос поднят на уровне высших властных структур Украины. Заставили высказаться на эту тему и спикера парламента Владимира Литвина – в ходе его визита в Одессу…

Среди мнений различных политических деятелей Одесского региона присутствовали и излишне эмоциональные. Некоторые рассуждали о том, что во Львове военнослужащие будут разделены на «первый и второй сорт», на украино- и русскоговорящих, хотя патриотизм присущ Одессе не менее, чем Львову. Всё это мы опустим, приняв за основу, что и Одесса, и Львов – города одной страны, Украины, и армия в любом случае будет служить всему нашему обществу…

Обо всём по порядку. Начальник Одесского института сухопутных войск Анатолий Троц сразу же попытался опровергнуть заявления о несовершенстве материально-технической и учебной базы одесского института: «В нашем вузе в год бывает десять-двенадцать иностранных делегаций. И я скажу, что они нам говорили: такой базы нет нигде в мире» («Подробности», 25.05.05., «Грядёт реформа военных вузов»). Помощник начальника ОИСВ по связям с общественностью полковник запаса Андрей Русин в интервью агентству «Репортёр» назвал решение о переводе вуза «абсолютно ошибочным», т.к. оно потребует огромных громадных материальных затрат и создаст значительные проблемы (в том числе и жилищные) для военнослужащих при переезде на новое место службы и жительства.

Эту позицию поддержали ветераны Одесского института, принявшие соответствующее обращение к Президенту, премьер-министру и спикеру. «Ликвидация Одесского института сухопутных войск может подорвать боеспособность Вооруженных сил страны и отбросить армию Украины на 5-7 лет назад», – заявил в ходе пресс-конференции генерал-майор в отставке, кандидат военных наук, доцент Роман Агриков.

Но если одесские военные говорили о проблемах, которые обрушатся на них же самих, то представители политических партий подняли вопросы о том, для чего такая реорганизация проводится, кому она выгодна и что будет с землёй, на которой расположен институт (подчеркну, весьма недешёвой землёй).

Так, лидер одесских коммунистов, народный депутат Владимир Анищук направил запрос в Комитет Верховной рады по вопросам национальной безопасности и обороны – по поводу целесообразности перевода института сухопутных войск. По информации обкома КПУ, «как минимум три финансово-промышленных группы хотят выиграть тендер на застройку участка, ныне принадлежащего институту». Зампред областной организации Народной партии Украины (НПУ) Алексей Косьмин заявил на пресс-конференции, что одной из причин ликвидации Одесского института сухопутных войск может быть «интерес военного руководства страны к земельным участкам и имуществу вуза». По его словам, предварительная стоимость 60 гектаров земли на Большом Фонтане, зданий и материально-технической базы составляет около 500 миллионов гривен. «А есть ещё земля, занятая полигоном и водной станцией в поселке Черноморское», – заявил зампредседателя областной организации НПУ. Глава Народной партии, спикер Верховной Рады Владимир Литвин, находясь в июне в Одессе, сообщил, что вопрос перевода Одесского института сухопутных войск во Львов будет тщательно изучаться в парламенте. Глава ВР подчеркнул, что он «не сторонник того, чтобы «резать» всё и вся».

Одесские активисты партии «Трудовая Украина», также усматривающие финансовый подтекст в деле перевода одесского военного вуза во Львов, провели в июле митинг у стен мэрии, где сообщили, что им пришёл ответ из Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны. Народные депутаты постановили вынести нашумевшую тему на совместное заседание комитета и коллегии Министерства обороны. Однако этим одесские «трудовики» не ограничились и 31 августа провели пикетирование Кабмина в Киеве, требуя прекратить ликвидацию одесского института.

Радикальнее всех выступили активисты одесской областной организации Партии зелёных Украины (ПЗУ), потребовавшие отставки главнокомандующего Сухопутных войск Украины Николая Петрука. «Это не военный человек, а мясник, который ничему не может научить военнослужащих и не заботится об их благополучии», – отметил заведующий отделом партийной работы областной организации ПЗУ Валерий Осипов.

О том, что «люди в погонах» проявляют лишь экономическую заинтересованность, говорили на митингах и представители Международной ассоциации ветеранов спецподразделений, и Всеукраинского комитета защиты студентов.

В конце концов, к голосам протеста официально присоединился Одесский городской совет. Сессия 31 августа приняла обращение к Президенту, правительству и Верховной Раде, заявив о недопустимости ликвидации института Сухопутных войск. По мнению депутатов, постановление о ликвидации вуза было принято из-за «плохой информированности властей». Народные избранники заявили, что расформирование вуза может быть выгодно чиновникам, но не государству, и попросили Верховную Раду создать комиссию для изучения вопроса, а Кабмин – остановить действие соответствующего постановления (№381).

:КОМУ ВСЁ ЭТО ВЫГОДНО?

А.) Тех, кто мог бы получить наибольшие «дивиденды» от ликвидации Одесского института сухопутных войск, сегодня не назовёшь поимённо. Наиболее употребительная версия (её отстаивают большинство партийных активистов) – это генералы из Минобороны. Она выглядит логично, тем более что земли принадлежат министерству, а схемы подобного «прокручивания» средств в Украине проработаны и действуют уже давно. «Зелёные» даже назвали главкома Сухопутных войск Николая Петрука «лоббистом» данной операции.

Б.) Но возможна и иная точка зрения. То есть, «лоббирование» присутствует, но уже не сугубо в интересах Минобороны, а на благо третьей стороны, некоего «заказчика», стоящего пока в стороне. В этом случае военное ведомство получает простой (хотя и, наверное, немалый) «откат». Тогда информация о финансово-промышленных группах, ожидающих решения вопроса, тоже заслуживает внимания.

В.) Не исключены и другие версии, на первый взгляд – фантастические. Нередко правда лежит очень глубоко, и до её обнародования массы так и не догадываются о первопричинах. Может, например, оказаться, что вся операция по ликвидации вузов и продаже их земель направлена, скажем, на «теневое» погашение дефицита государственного бюджета, либо на погашение задолженности за российские энергоносители и пр. Тогда всё происходит под негласным контролем высших лиц государства.

Г.) Ну и не будем забывать, что истина может лежать и на поверхности. Возможно, Минобороны действительно озабочено лишь реформой системы военного образования. Тогда проблема института будет решена «прозрачно», вырученные средства направлены на решение социальных нужд, а партии лишь пытаются набрать политические баллы в свете грядущих выборов.

:ЛУЧШЕ ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ ВОЗМОЖНЫЕ «МЕТАМОРФОЗЫ» С ЗЕМЛЁЙ, ЧЕМ ПЫТАТЬСЯ ОСТАНОВИТЬ РЕФОРМУ

Представители военного ведомства уже пытались объяснить, что произойдёт после ликвидации Одесского института сухопутных войск. Заместитель командующего войсками Южного оперативного командования, генерал-лейтенант Анатолий Кропивка ещё в июле заявил на пресс-конференции, что имущество вуза будет продано, а средства от его продажи пойдут на приобретение жилья военнослужащим. Анатолий Кропивка подчеркнул, что в настоящее время большое количество офицеров и прапорщиков нуждаются в жилье. Кроме того, жильём будут обеспечиваться и военнослужащие-контрактники. Генерал прибавил, что «территория Одесского института сухопутных войск пустовать не будет», отметив, что в отношении заключения сделок по продаже имущества «будет полная прозрачность».

Главнокомандующий Сухопутных войск Николай Петрук на пресс-конференции 1 сентября подтвердил, что территория военных городков в Одессе может быть использована под обмен на жильё для военных.

Тогда же он заявил, что решение о переводе Одесского института сухопутных войск на базу «Львовской политехники» является окончательным и обжалованию не подлежит. Николай Петрук подчеркнул, что переведя военное обучение во Львов, Минобороны будет экономить буквально на всём, начиная от коммунальных расходов и заканчивая дорогой на полигон, который «во Львове ближе, чем в Одессе, практически в четыре раза». Одесские преподаватели пройдут конкурсный отбор для работы во Львове. Те, кто не захочет, может быть устроен для службы в различных воинских частях сухопутных войск.

…Возможно, именно здесь кроется «рациональное зерно» для ответа на вопрос «что дальше». Во-первых, реформа, проводимая Минобороны, будет осуществлена в обязательном порядке. До 2008 года в Украине планируется ликвидировать восемь военных вузов (сокращение армии, естественно, предполагает сокращение числа учебных заведений). В стране останутся только Национальная академия обороны, Украинская военно-медицинская академия и три профильных учебных заведения – в авиации, флоте и Сухопутных войсках (на данный момент – во Львове). Всё это восходит к Концепции реформирования Вооружённых Сил Украины до 2015 года, утверждённой несколько лет назад на самом высоком уровне (а в свете объявленного нашей страной стремления в Европу приобретает и вообще стратегический характер). Поэтому останавливать этот «поезд» – дело, скорее всего, неблагодарное.

Во-вторых, если присмотреться без эмоций, речь идёт, в принципе, не о ликвидации, как таковой, одесского вуза, а создании единого – для всех сухопутных войск. Поэтому вопрос заключается лишь в том, какой институт станет базовым, кого выбрать из двух (поначалу – из четырёх). То есть, в любом случае, кто-то (Львов или Одесса) останется недовольным. Сегодня проблема находится под контролем Верховной Рады, но и ей придётся решать тот же вопрос, который заключается не в том, что делать с одесским вузом, а в том, какой из них сделать базовым, единым. И здесь опять всплывут экономические показатели (сегодня – главенствующие), против которых вновь прозвучат эмоции, наподобие славной истории и героических выпускников.

И в этом случае значительно эффективнее было бы обратить внимание на землю Одесского института, на то, что будет с ней в дальнейшем, и как будет решаться вопрос с вырученными средствами. Наверное, политикам было бы полезнее добиваться создания определённых структур, специальных комиссий – для контроля и обеспечения «прозрачности» процесса. В такие структуры должны войти не только народные депутаты или депутаты местных советов, но и те же представители политических партий, общественных организаций, офицеров (желательно – и представители СМИ). И тогда, после проведения всех законных (!) финансовых операций останется лишь дать населению отчёт о том, кому досталась земля вуза, куда и кому были направлены вырученные средства. И, конечно, на что они были потрачены…


Внимание! Обнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте инструкциям. Редакция сайта заранее благодарит всех бдительных читателей!

Новости Одессы

Интервью

Престижный диплом и гарантированное трудоустройство: почему абитуриенты выбирают социально-правовой факультет Национального университета «Одесская юридическая академия»

Выбор учебного заведения – задача не менее ответственная, чем выбор самой профессии. Но не менее важно выбрать факультет и определиться с будущей специальностью, которая соответствует всем чаяниям и требованиям абитуриента.

11.02 в 14:31:00|Общество
1 0
Все интервью